ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО
 

По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, совместно с Одесской национальной юридической академией, провели 4 ноября 2010 года  заседание православного дискуссионного клуба, посвящённое вопросу брака и семьи. В дискуссии приняли участие студенты и преподаватели ОНЮА, а также все желающие.


Заседание православного дискуссионного клуба


Перед аудиторией выступила с докладом кандидат юридических наук, ассистент кафедры теории государства и права ОНЮА  Ирина Анатольевна Бальжик, с докладом "Брак и семья в церковном праве".

«В современном мире гендерного равенства,  при культуре  граничащей с аморальностью не многие пары всерьёз задумываются над тем, что есть брак? И для чего необходимо Венчание?

Большая часть людей приходит в храм венчаться только потому, что так принято. Плюс - красиво. В загсе все очень официально и бюрократично, а Венчание отличается внешней пышностью. Современный человек утратил понимание святости брака. В христианстве брак имеет особое измерение. Брак есть таинство, о чём свидетельствует апостол Павел: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия великая; говорю я по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5,31-32). Муж и жена в браке - это две части единого целого. Обе стороны брачного союза становятся одной плотью. «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние» - говорит Иоанн Златоуст.

В обряде Венчания кольца символизируют вечность и неразрывность супружеского союза.


Заседание православного дискуссионного клуба


Горящие свечи свидетельствуют о том, что у жениха и невесты самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчётов побуждения к браку. Брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна, должна быть душа  у брачующихся.


Заседание православного дискуссионного клуба


Образ свечи - это еще соединение земли и неба, причастность земли небу. Брак - это то, что совершается здесь, но обращено в вечность. Потому вступающие в брак и держат эти свечи как символ вечности.

Венцы - очень древний элемент христианских браков. О них известно уже в 4 веке. Они могли быть из цветов и растений, дерева и металла. Форма их похожа на царскую корону и менялась вместе с ней.


Заседание православного дискуссионного клуба


 У венцов несколько символов. Во-первых, это мученические, во-вторых, царские венцы. Это означает, что супружеская жизнь сравнивается Церковью с мученическим подвигом, так трудна она. Недаром в чине венчания поют «Святии мученицы...» С другой стороны, так велико значение того, что происходит в этот день с двумя любящими людьми, что это выделяет их из среды остальных людей, поднимает над кругом будней. Поэтому в этот день они подобны царю и царице и достойны царственного возвеличивания. Кроме того, брачные венцы символизируют Венцы Царствия Божия, то есть Жизнь вечную.

Плат (рушник), на который становятся жених и невеста, символизирует единство и чистоту супружеской жизни. Иконы символизируют Христа и Церковь, т.е. Христа и весь человеческий род. Как Христос пришел к человеку на Землю и пострадал за него (т.е. смысл Его любви заключался в самопожертвовании), так и будущий муж должен относиться к своей роли в семье. Жених есть образ Христа.

Смысл венчальных молитв в том, чтобы Господь послал благодать, чтобы эта молодая пара смогла вместить эту благодать и сохранить ее в течение всей своей жизни.

 В своём Коринфянам апостол Павел говорит: «...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Начиная со времён Древней Руси существовала только церковная форма брака. Так называемый гражданский брак впервые зафиксирован 20 декабря 1917 года: По Кодексу Законов об актах гражданского состояния (изд. 1918 г., ст. 52) начиная с 20/XII 1917 г. «только гражданский (советский) брак... порождает права и обязанности супругов». По новому Кодексу законов о браке, семьи и опеке с изменениями до 1 июля 1932 г. (Москва, 1932) «документы, удостоверяющие факт совершения брака по религиозным обрядам, никакого юридического значения не имеют» (1, 1, 2). Бесспорным доказательством брака является его регистрация, а если брак не был зарегистрирован, то совместное сожительство и вообще выявление супружеских отношений перед третьими лицами (1, 1, 3; 1, 3, 12). Подобная форма союза не признаётся Церковью, как действительная.

С другой стороны, в Болгарии только церковная форма брака имеет юридическое значение. Существует также обязательный церковный брак в Польше, Австрии, Дании, Финляндии, Норвегии и Перу. В Чехии гражданская и церковная формы брака имеют одинаковое значение для государства, так что выбор той или другой формы зависит исключительно от брачущихся. Говоря юридическим языком, в Чехии существует факультативная форма брака. Существует она также в Соединенных Штатах, Северной Америки, в Англии, в Швеции, в Литве, а в последнее время и в Италии.                        

В Югославии в разных областях государства существуют и разные законы о форме брака, так что вопрос о действительности брака решается в зависимости от географической широты и долготы. Так, на территории бывшего королевства Сербии, Черногории, Хорватии и Славонии, Боснии и Герцеговины церковная форма брака обязательна; в Воеводине обязательна гражданская форма брака, а в Далмации - для одних граждан (членов признанных государством исповеданий) обязательна церковная форма брака, для других (для членов непризнанных исповеданий и мусульман) обязательна гражданская форма. К гражданской форме приходится прибегать и тогда, когда церковная недопустима по церковным законам. Это так называемая гражданская форма брака по необходимости, которая существует также и в Австрии, и в некоторых других странах.     В Румынии по закону обязательными являются обе формы брака и церковная и гражданская.                                                                                                                                   

 Если мы теперь подведем итоги, то увидим, что современное культурное человечество на шесть разных способов решает вопрос о формах брака:

1)  общеобязательный гражданский;

2) общеобязательный церковный брак,

3) обязательное соединение того и другого,

4) свободный выбор между тем и другим, то есть факультативный,

5)  обязательный выбор между тем и другим, в зависимости от исповедания, и, наконец,

6)  гражданский брак по необходимости.                                                                          

Сегодня венчание производиться после предоставления парой документа о регистрации брака в ЗАГСе. Которое служит доказательством честности  и брачующихся.

     В дореволюционной России обряд венчания был единственным способом регистрации брака. Новобрачные проходили обряд богослужения в храме, после чего в церковной книге делались записи об образовании новой семьи. Семьдесят лет пропаганды атеизма разрушили все церковные каноны, и теперь, когда начали постепенно возвращаться духовные ценности, и венчание вновь обретает значимость, молодожены сталкиваются с большой проблемой религиозной безграмотности. Следует помнить - что суть венчания не подразумевает дань популяризации и модным веяниям времени. Это очень ответственный шаг, к которому следует отнестись со всей серьезностью. Венчание - заключение брака перед лицом Всевышнего, а союз, освященный в церкви, символизирует решение двух людей соединиться брачными узами до самой смерти. Самое разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. Естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом святой любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом. Православная церковь высоко ценит брачный союз. Первое чудо Иисус Христос совершил во время брачного пира в Кане Галилейской, претворив воду в вино.


Заседание православного дискуссионного клуба


Тем самым благословив брачующихся.

Церковь не приемлет разводов. Венчание может быть только одно. Второе и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а покаяния. Церковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (Кор. 7; 7,8,9). Здесь следует обратить внимание на слова: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться», из которых следует, что в браке человек спасается от страсти и блуда.

Причины препятствующие заключению брака:

Церковью не допускаются четвертый и пятый браки. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

 Нельзя венчаться некрещеным.

 Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

 Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм...). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе (указ введённый в 1721 году Императором Петром I), также требуется разрешение архиерея.

 Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

 Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства - архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся. Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - духовника хотя бы одного из супругов.

Развод осуществляется только в исключительном случае.

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор. 7, 39 - 40).

В 1918 году состоялся Собор Святой Православной Церкви, на котором было восстановлено Патриаршество, и на нём стоял вопрос о том, какие могут быть поводы для расторжения брачного союза: 

- отпадение от православия, когда один из членов семьи делает спасительную жизнь невозможной.

-   прилюбодейство и противоестественные  пороки, когда человек не просто в искушение впадает, а порок становится образом его жизни.

- неспособность к брачному сожительству

- безвестное отсутствие, когда на многие годы один из супругов пропадает и причина неизвестна.

- присуждение одного из супругов к наказанию с лишением всех прав состояния.

- посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, когда совместное проживание опасно.  

То, какими должны быть отношения между супругами и их детьми в семейной жизни, поясняет нам послание апостола Павла Колоссянам:

     "Жены повинуйтесь мужьям вашим в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети будьте послушны родителям вашим, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». (Кол. 3; 18 - 21). По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь. «Мужеский пол и женский, все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3; 28).Муж - господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за всё, что делается в доме, и хорошего и худого.         Жена - подруга дарованная Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница «подобная ему», «сонаследница благодатной жизни» (1Петр. 3;7).

  «...повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 21-33).

 Следует также упомянуть об одной немаловажной вещи, такой как целомудрие.                 

Первоначальное значение этого слова было благоразумие ( 2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет. 4, 7), здравомыслие, здравомудрие, примудрость в жизни и слове. Целомудрие - это полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная.

К девственности надо относиться очень серьёзно, вопреки модным тенденциям поведения современности. В традициях Церкви всегда воспевалась девственная чистота Богородицы, которая девушкам - высший образец. Целомудрие есть высшая добродетель, надёжная основа будущей семейной жизни.  Сохранение чистоты, целомудрия души и тела до брака так важно потому, что брак - это избранничество, посвящение всего себя, души и тела, одному человеку. «Я буду служить его счастью, его благополучию, его здоровью». Когда молодой человек или девушка приходит к моменту создания семьи уже потеряв целомудрие, в браке не происходит этого таинства посвящения, чуда избранничества. Следствием добрачных связей часто бывают аборты. Убийства детей в утробе матери приводят к тому, что родовая функция матери оскудевает. Родившийся ребёнок получается ослабленным, болезненным, с неустойчивой психикой, с невротическими проявлениями. Очень часто мы видим, что если ребёнок ведет себя неуправляемо, расторможенный или, наоборот, подавленный, страдающий аутизмом, как правило, за этим стоят ранее сделанные аборты.

Целомудрие - характеристика не только телесного состояния, это характеристика человеческой души. Целомудрие - стремление к чистоте и цельности жизни. Целомудрие обязательная добродетель для всех, вне зависимости от того желает ли человек вступать в брак, или нет. Господь даёт каждому по силам, и Церковь предоставляет право выбора всем».

Не стоит и говорить, о том, что на слушателей лекция произвела сильное впечатление. Публика по началу весёлая и возбуждённая призадумалась, с лиц исчезли ухмылки, и каждый размышлял об услышанном.


Заседание православного дискуссионного клуба


Поблагодарив Ирину Анатольевну, отец Олег заметил, что лекция была проведена на высокопрофессиональном уровне. И обращаясь к студентам, дополнил от себя несколько слов, опираясь на личный опыт:

«Воистину браки совершаются на небесах, и Венчание не просто красивый обряд. Не венчанные браки не освящаются, тогда как на венчанных супругах пребывает Божье благословение. Которое помогает сносить все тяготы семейной жизни. Перед венчанием обязательным является исповедь и причастие. Следует также обратить внимание на то, что во время обряда священник даёт испить новобрачным из общей чаши вина. Для чего это делается? Вино в чаше напоминает о чуде превращения  воды в вино (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. У нас правда существуют ещё свои, народные обряды, например когда священник обвязывает соединённые руки жениха и невесты полотенцем. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. Не редки конечно же случаи, когда муж и жена воспитанные в эпоху атеизма и прожив какое-то количество лет в гражданском браке, приходили в храм, и просили священника совершить Таинство венчания. Случалось даже, что у бездетных супругов, через некоторое время, после венчания рождались дети. Так велика сила Божьего благословения».

 На заседании также выступила представитель национальной экспертной комиссии Украины  по вопросам защиты общественной морали в Одесской, Николаевской и Херсонской областях Людмила Степановна Акимова. Людмила Степановна проявила активное участие в дискуссии, призывая молодых людей  высказать своё мнение.


Заседание православного дискуссионного клуба


Но обсудить этот вопрос вызвались не многие. Очевидно необходимо время осмыслить услышанное и определиться, в приоритетах. А это, нужно сказать довольно трудно, если человек живёт по канонам мира сего.

Наверное, для некоторых юношей и девушек услышанное и обсуждаемое было не ново, а  кого-то заставило всерьёз задуматься, над своей дальнейшей жизнью. Но мало кто в этот вечер отнёсся с легкомыслием к вопросу о браке и семье. Важно осознавать, что наше будущее в наших руках, и что у нас всегда есть выбор. И от этого выбора может зависеть не только наше личное счастье, но счастье и здоровье всей нашей нации.

 
Внимание! Приглашаются православные люди с желанием выразить свое мнение, поделиться знаниями, новостями, информацией. Мы будем рады увидеть собеседников думающих, с активной жизненной позицией и просто интересных ... Вам сюда
 
   
Новости в тему:
 
 

 
Добавление комментария
   
 


Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Икона Божией Матери Милостивая
Икона Божией Матери Милостивая

разделы
логин  
пароль  
Напомнить пароль?

Регистрация
Заглавная страница
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Репортажи и отчеты
Новости
Информ-листок
Для миссионера
Жития Святых
Центр помощи детям
ПМП Центр «Жизнь»
Православный туризм
Календарь
Лекторий [mp3]
Фонотека [mp3]
Гостевая
СПРАВКА ¿?
Поиск по сайту
Контакты
RSS 2.0



«    Ноябрь 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 



— Автор: ,
В новости: Набор в военно-спортивный клуб "Пересвет"
— Автор: ,
В новости: Осуждение. Раздражительность. Гнев.
— Автор: Анастасия Мельникова,
В новости: Благотворительная акция в Свято-Успенском соборе
— Автор: ,
В новости: Правда об учении Ольги Асауляк.

pravoslavie.ru
Уроки Льва Толстого. Беседа со священником Георгием Орехановым
Поскольку наши современники, как правило, равнодушны к религиозным вопросам, то сегодня актуален не конфликт Церкви и Л.Н. Толстого, а призыв последнего к духовному пробуждению. Церковь для своей ...

«Альфа и омега монаха – это послушание». Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом
Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже ...

«Гоголь строит миссионерский центр». Беседа с иеромонахом Симеоном (Томачинским)
Наше издание представит читателям совершенно нового Гоголя. Не того, кого мы знаем из школьной программы, из Белинского, не такого, каким рисуют его распространенные мифы и стереотипы. Не истеричного ...

К вопросу об автокефалии украинской православной церкви московского патриархата
Сторонников автокефалии питает прежде всего украинский национализм, замешанный на оголтелом отрицании всего русского. Но еще преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу ...

Нужен ли Одессе православный форум?
   
Да, хочу пообщаться с людьми неподалеку
Нет, хватает других форумов в сети
Не знаю, зависит от атмосферы на форуме

Система Orphus







Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Патриархия.RU  Православие.Ru  Официальный сайт Украинской Православной Церкви Одесская Духовная Семинария ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА  Измаил Православный  Предание.Ру: православный музыкальный архив. Духовные православные песнопения и церковная музыка mp3
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю  Библиотека православного миссионера  Как стать счастливым, про любовь, про семью, про дружбу, где учиться, компьютерные игры
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!>>>
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер
+38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...