На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (1994 г.) вопрос о возрождении активной миссионерской деятельности Церкви являлся одним из основных. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о «необходимости самой серьезной постановки вопросов миссии». В результате была создана сначала Рабочая группа по возрождению миссионерской деятельности, а затем и Миссионерский отдел Московского Патриархата. В настоящее время начинают формироваться епархиальные миссионерские структуры, создаются приходские миссии, во многих епархиях проводится разнообразная миссионерская работа по целому ряду направлений (образование, книгопечатание, пресса). В связи с возрождением православного миссионерства в России большое значение приобретает обращение к историческому опыту и традициям Русской Православной Церкви в деле апостольского служения Церкви. Благодатный опыт предшествующих поколений православных благовестников, несомненно, поможет нам в нашем миссионерском делании.
В период Синодального управления (1721-1917 гг.) миссионерская деятельность Русской Православной Церкви наиболее активной и плодотворной была в Сибири.
В первой четверти ХVIII века более всех «потрудился во благовестии Христове" митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский), в схиме - Феодор (1650-1727), который совершил по Сибири не менее пяти больших миссионерских путешествий, обратил к вере Христовой более 40 тысяч коренных жителей Сибири, построил для них 37 храмов и до самого конца своего земного странствования обучал при Троицком Тюменском монастыре детей грамоте.
В XIX веке и в начале XX века Христово Евангелие народам Сибири проповедывали великие миссионеры - Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879), архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), митрополит Алтайский Макарий (Невский) (1835-1926), митрополит Кировоградский Нестор (Анисимов) (1884-1961), а также десятки приснопамятных их сподвижников и преемников. И еще - тысячи безвестных нам по именам подвижников веры и благочестия, которые на деле исполнили заповедь Христову: "Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам" (Мф. 28: 19-20).
Славные церковные наименования великих сибирских миссионеров-"Просветитель Сибири" (так говорили и писали о Святителе Филофее), «Апостол народов Америки и Сибири» (о Святителе Иннокентии), "Апостолы Алтая" (об архимандрите Макарии и митрополите Макарии), "Апостол Камчатки" (о митрополите Несторе) - эти именования не являются художественным преувеличением. Если продолжительное время читать труды их дееписателей, их собственные творения и особенно их своеручные путевые дневники, то вдруг по иному начинает восприниматься - оживает сама книга Деяний Святых Апостолов, в которой миссионеры созерцали подобный небесам образ Церкви Апостольской.
![alt](/uploads/posts/2009-07/1248852827_prpmakarios.jpg)
Архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской Духовной Миссии, которая на Иркутском миссионерском съезде 1910 года была признана наиболее успешной из числа действующих внутри России миссий, которая именовалась образцом и руководителем других сибирских миссий, выражая в одном из своих писем пламенное желание видеть Церковь Русскую «в сугубом качестве Церкви Апостольской» писал так: "Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольской, что дружина действователей не ограничилась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти Апостолов, но возрастала с удивительною быстротою; что все верные или действовали непосредственно, как Апостолы, или содействовали и помогали Апостолам; что между тем, как святой Петр, скованный двумя цепями, находился в темнице, из которой потом изведен чудотворною десницею Ангела, Церковь прилежно молилась о нем Богу; что все принимали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого, и между тем как одни приобретали Ему новых учеников, другие принимали на себя обязанность пещись о бедных между новыми братиями, что не только всё вещественное было у верных общее, но и сердце одно, единого ищущее и единого любящее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений, одних склонностей и отвращений, одних радостей и печалей, происходивших от живого сознания во всех и в каждом общего всем назначения.
Как чада света, по самому свойству света, который неминуемо сообщает себя всему тому, в чем противления не находит или в чем побеждает противление, они светили Христовым светом в своей окружности, находились ли среди братий и в церкви, назидая и утешая друг друга и меняясь друг с другом разными благотворениями, или действовали на внешних, или действователям служили. Но, как Господь Иисус Христос вовеки Един и Тот же и обещался не разлучаться со Своими до скончания века, то первая Церковь Его есть образец, которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке. И хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же - любовь к Богу и человекам во Христе Иисусе.
Чем изобильнее и явственнее сей дух чистой любви Божией в Христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в Церкви, тем более в ней ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царства Христова на земле, тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее".
Из этого письма видно, что в понимании равноапостольных миссионеров Русской Православной Церкви Церковь Апостольская - это Церковь, растущая за счет новых своих членов. Господь через Святое Крещение ежедневно прилагает спасаемых к Церкви. ( Деян. 2: 47).
Когда мы читаем или поем Символ Веры, тем самым исповедуя свою веру во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то, к сожалению, как-то не чувствуем этого миссионерского аспекта. Миссионеры же повседневно ощущали апостольство, то есть посланничество в мир Церкви Христовой, ревновали об апостольском достоинстве и имени Церкви, и потому не только их слово, но и вся жизнь являлась "благовестием Христовым". Церковь Русскую они воспринимали как единосущную той, которая родилась в День Пятидесятницы и образ которой запечатлелся в книге Деяний Апостольских.
Благовестнические труды и подвиги выдающихся сибирских миссионеров, просветительная деятельность сибирских миссионерских монастырей и миссионерских училищ и школ, книгопечатание на языках коренных народов Сибири, прежде не имевших письменности, обширнейшая благотворительная деятельность сибирских миссий - всё это свидетельствует о высоком апостольском достоинстве Русской Православной Церкви.
Поэтому мы обращаемся с молитвой к прославленным Церковью Святым сибирским миссионерам, молимся об упокоении всех преждепочивших сибирских благовестников, обращаемся к их письменным творениям, в том числе к неопубликованным их рукописям, ищем другие источники, говорящие нам об их апостольском служении. Делаем все это мы ради того, чтобы как-то приблизиться к опыту тех проповедников Евангелия, которые по благодати своего служения являлись равноапостолами, а по времени - очень близки к нам.
Настоящий доклад называется "Исторические формы и методы православной миссии в Сибири". В переложении на более простой язык это название можно выразить так: "Как трудились православные миссионеры в Сибири, чему и как мы могли бы, или должны бы у них поучиться".
Говоря об исторических формах и методах православной миссии, вспомним слова отца Макария Глухарева. Он писал, что "хотя внешние выражения", в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же - любовь к Богу и человекам во Христе Иисусе".
«Внешние выражения» - это исторические формы миссии. Методы же православной миссии определяются духом любви Христовой. Формы миссионерской деятельности могут меняться, но всегда и везде действовать православный миссионер может только в евангельском духе.
Вчера, например, православный священник, проповедник Евангелия Христова, крестил людей только в храме и изредка на дому. Сегодня он должен оглашать и крестить и в больнице, и в темнице, и на реке. Вчера он мог проповедывать только в церковной ограде, а сегодня должен благовествовать и в различных собраниях, и на телевидении. Это - перемена внешних выражений православной миссии. Но при любых условиях православный веропроповедник должен действовать "в духе любви к Богу и человекам во Христе Иисусе".