Председатель Отдела протоиерей Олег Мокряк в приветственном слове отметил, что Православная выставка-ярмарка в первую очередь призвана служить духовному просвещению одесситов и гостей города. Пришедшие на нее могут помолиться у местночтимых икон, привезенных сюда из разных областей Украины, а также России, Беларуси и Молдовы, заказать требы за своих близких. Проводится сбор средств в помощь строящимся храмам и монастырям, а также онкобольным детям и подросткам, находящимся в местах заключения. Люди общаются между собой, укрепляется единство православных. У посетителей выставки-ярмарки, как верующих, так и неверующих, есть возможность больше узнать о Православии.
После молебна и торжественного открытия протоиерей Олег окропил помещения выставки святой водой.
Затем состоялся концерт духовных песнопений.
В экспозиции был представлен обширный выбор духовной литературы украинских и российских издательств, в том числе редкие издания, иконы современных иконописцев, колокола Академии Православного искусства Молдовы, церковные ткани греческого предприятия «Закар Геллас», а также ювелирные изделия, керамика, декоративные глиняные изделия (в том числе работы учащихся воскресной школы Свято-Иверского монастыря), церковная утварь, шитье, аудио-видео-DVD-продукция и многое другое.
Широко была развернута экспозиция в защиту нерожденных детей, рассказывающая об истории концепции планирования семьи, пагубных последствиях аборта. В ней приняли участие православный медико-просветительский центр «Жизнь», работающий при отделе религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, и православный духовно-просветительский центр «Жизнь» из г. Раздельной.
Были представлены на выставке рисунки ребят из воскресных школ храма Входа Господня в Иерусалим г. Одессы и Школы творческого развития при Епархиальном молодежном духовном центре (храм Св. вмч. Варвары, г. Смоленск), а также фотовыставка православного туристского клуба «Путь» при РОКИМ, рассказывающая о недавней поездке в лагерь православных следопытов, организованный в Смоленской области.
«Христианская семья как спасение от сиротской доли».
Так назывался круглый стол, прошедший в первый день выставки, 10 июля.
В нем приняли участие представители городских властей, духовенства Одесской епархии, общественных организаций, службы Одесского горсовета по делам детей, администрации детского приюта № 2, Института внутренних дел г. Одессы.
Председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства протоиерей Олег Мокряк отметил, что Православная церковь всегда открывала сиротские приюты и богадельни, дабы заботиться о детях, оставшихся без опеки. В Одессе это тоже было доброй традицией, которую необходимо поддерживать, и государство должно помочь в этом. Он также указал на то, что и в советские времена государство организовывало суворовские и нахимовские училища, где дети, в том числе сироты, воспитывались в духе любви к Родине и получали достойное образование.
Игумения Серафима, настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г.Одессы, в своем слове также обратила внимание аудитории на несомненную пользу опыта советской педагогики в воспитании бездомных детей и детей-сирот и задала вполне закономерный вопрос: здорова ли та государственная система, где дети никому не нужны?
Настоятель Свято-Благовещенского храма протоиерей Василий Сирота поднял вопрос о необходимости устроения детского приюта при храме, где такой приют ранее существовал, и просил городские власти об оказании помощи. Настоятель храма Рождества Богородицы в с. Байталы иерей Антоний Кумпэтэ, семья которого усыновила уже 4-х малышей, рассказал о проблеме детей-«отказников», проживающих в Ананьевском районе (только в этом районе их насчитывается более 100 человек), и призвал желающих помочь этим ребятишкам обрести новую семью.
В выступлениях других докладчиков были затронуты следующие вопросы:
постоянный рост количества беспризорных детей, «отказников» и других категорий, могущих быть приравненными к сиротам;
необходимость воцерковления таких детей;
необходимость создания приемных семей и детских домов семейного типа;
правовое просвещение людей, ставших и стремящихся стать приемными родителями;
необходимость финансовой поддержки государства для семейных детских домов и приемных семей, а также многодетных семей;
необходимость активизации православных христиан в деле помощи сиротам и беспризорникам;
необходимость пропаганды позитивного образа семьи среди населения, в первую очередь – среди детей, подростков и молодежи.
Было принято решение создать рабочую группу по проблемам семьи, в которую должны войти представители городских структур, общественных организаций и духовенства Православной церкви.
«От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.: 2-17)
11 июля в рамках выставки-ярмарки прошли чтения на тему «Тоталитарные секты в современном мире».
В докладе «Криминалистические аспекты деятельности тоталитарных сект» анализировались проблемы сатанинских культов и учений сект, имеющих оккультный характер. Такие объединения ставят своей задачей преступные цели и мотивы под прикрытием обманчивых обещаний развития в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей. Шла речь о сектах любой ориентации, разрушительных по отношению к естественному, гармоничному духовному, психическому и физическому состоянию личности, а также к созидательным традициям, культуре, порядку и обществу в целом. В них практикуется скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей – без их добровольного и осознанного согласия. В докладе затрагивалась необходимость создания новых законов, чтобы государство могло бороться с тоталитарными сектами, нарушающими права человека, Уголовный кодекс, Закон о свободе совести, Конституцию.
В докладе «Контроль сознания и методы подавления личности в тоталитарных сектах» подробно рассматривались методы и приемы, используемые сектантами для вербовки и удержания новых членов. Докладчик указал на то, что одна из основных целей тоталитарных сект - изменение личности человека с целью превращения его в раба, безвольного исполнителя воли «учителя». Он рассмотрел различные способы проникновения секты в интимную сферу жизни личности и рассказал о том, какие последствия влечет за собой такое проникновение, остановился на том, какие этапы психологической обработки проходит личность в секте и каковы основные причины попадания молодых людей в секты. Были проанализированы изменения, происходящие с личностью в секте. Далее в докладе рассматривались признаки поведения человека, попавшего в психологическую зависимость от деструктивной группы. Вкратце были изложены различные стратегии поведения, которые повышают автономность личности и ее защищенность от опасных влияний группы или отдельных людей, а также освещены этические аспекты, связанные с проблемой деструктивных культов.
Доклад «Опасность учения Рерихов» был посвящен чрезвычайному распространению в настоящее время среди интеллигенции увлечения «Живой этикой» – учением Рерихов и Елены Блаватской. Ореол «культурности» и «всеохватности», претензия на духовную высоту, а также глубину постижения древних религиозных традиций делает это учение чрезвычайно привлекательным для «духовно» настроенных людей. Имя Рерихов окружают различные мифы, распространившиеся в свое время ими самими и поддерживаемые, в основном, деятелями культуры с характерной для многих слепой доверчивостью по отношению ко всякому «духовному» и «творческому» начинанию. При этом распространители «Живой этики» (подобно многим другим оккультистам, как древним, так и нынешним) часто прикрываются христианскими терминами, приплетают к своим измышлениям имена православных русских святых, ссылаются на Евангелие. В то же время адепты рериховского учения озабочены именно тем, чтобы поставить Христа в один ряд с различными «учителями человечества», предлагая, вслед за основоположниками, перетолковать Евангелие с эзотерической точки зрения. На поверку же х ристианские и церковные атрибуты, используемые Рерихами и их последователями, адресованы тем, кто еще «не созрел» для прямого отвержения Христа и хотя бы по привычке питает уважение к Церкви. Для более посвященных проповедуется уже расизм – особого, оккультного толка, замешенный на откровенном сатанизме.
Нельзя отрицать значительный вклад семьи Рерихов в науку, культуру и искусство, но надо признать что именно их учение создало почву для насаждения в нашей стране всевозможных оккультных практик.
13 июля состоялась презентация возрожденного Бессарабского Крестного хода.
В последний раз этот Крестный ход проводился в 1911 году. И вот теперь, впервые после долгого перерыва, по дорогам Измаильского и Болградского благочиний была пронесена икона святой благоверной княгини Анны Кашинской. Крестный ход возглавило духовенство Свято-Покровского Измаильского собора и священники храмов благочиний.
За 11 дней участники, среди которых были люди всех возрастов – и пожилые, и маленькие дети, – прошли 230 километров, наполненных испытаниями и радостями. Они посетили двадцать приходов в русских, украинских, молдавских и гагаузских селах. И везде их встречало радушие, везде участники чувствовали себя частью единой Православной Церкви. Теперь Бессарабский Крестный ход снова станет традиционным – ежегодным.
14 июля в рамках выставки прошла презентация православного спортивного туристского клуба «Путь», действующего при Отделе религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии. Руководители Артур и Мария Максимовы и участники клуба – ребята от 9 до 15 лет – рассказали о недавней поездке в Смоленскую область, где они приняли участие в работе десятидневного лесного лагеря Братства православных следопытов под руководством диакона Андрея Боедова. Зрителям был показан слайд-фильм о лагере, организованном на территории Национального парка «Смоленское Поозерье».
В тот же день состоялся концерт автора и исполнителя Анны Пирковой. Одесса – ее родной город, сказала Анна, и выступление перед одесситами – посетителями православной выставки – для нее очень волнующее событие. Концерт длился около часа и собрал почти полный зал слушателей. Люди слушали внимательно, и было видно, что выступление глубоко затронуло их, так как песни отличались глубоким духовным содержанием.
15 июля, в воскресенье, состоялось торжественное закрытие выставки. Был отслужен благодарственный молебен. Затем протоиерей Олег Мокряк вручил всем участникам памятные дипломы, и выставка завершила свою работу.
Организаторы выставки благодарят всех, кто принял в ней участие, и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Сугубая благодарность – выставочному центру ИНВАЦ и лично директору Центра Небрату Валерию Николаевичу за предоставленное помещение и помощь в организации вышеперечисленных мероприятий выставки.