В преддверии Нового года в отдел Религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии поступило множество звонков с вопросами о том, когда и как праздновать Новый год, почему существуют разные календари и на какой из них следует ориентироваться православному человеку, а также почему во всем западном мире Рождество отмечают до нового года?
Установление Рождественского поста относится к ранним векам христианства. С IV века он упоминается в творениях отцов Церкви, в том числе блаженного Августина. Первоначально Рождественский пост длился около недели. На соборе 1166 года при патриархе Константинопольском Луке и византийском императоре Мануиле христианам было положено держать пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Для многих православных христиан встреча нового года - это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со старшим есть и более молодое поколение.
Новый год приходится на время рождественского поста. Со времени рождения Спасителя, Церковь жила и живет по римскому имперскому календарю, введенному императором Юлием Цезарем, и названном юлианским. В XVII веке папой Римским Григорием VIII был введен для католического мира новый календарь, который получил название григорианского. Именно на этот календарь и перевели богоборцы летоисчисление в России в 1918 году, лукаво назвав его "новым стилем". Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху только после пасхи еврейской. Календарь - это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем. Он всегда у всех народов строился в соответствии с его религиозными представлениями о мире. Год и означал в древности - Бог. Введя католический григорианский календарь, богоборцы нарушили весь годовой православный уклад жизни, заставляя работать в православные праздники, веселиться и бесчинствовать во время постов. Поэтому Православная Церковь празднует Новый год по нашему родному юлианскому календарю.
Новый год - это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом. Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», - пишет апостол Павел (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).
Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. И все же лучше всей семье собраться за одним столом. В прошлые годы ночные клубы нашего города пестрили рекламой: "Ночь абсолютной свободы!" Интересно, свободы от чего? Мы, отнють, не призываем всех встречать новый год непременно за праздничным столом, есть и другие варианты. Например, отправиться на ночную литургию. Традиционно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вечером 31 декабря служил в Богоявленском кафедральном соборе Москвы особый, Новогодний молебен. Аналогичные службы совершаются и в монастырских храмах нашего города.
Так же приглашаем всех желающих принять участие в ночном крестном ходе, который состоится с 31-го декабря (21.00) по 1-е января (6.00), отъезд от Храма Казанской Божьей Матери.
Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Апостол назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.
В России установление ёлки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.
1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января (по юлианскому календарю) 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом».
Минуло более трехсот лет. Миллионы взрослых и детей вновь над украшенной ёлкой увидят путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца.
Текущая неделя - не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января - за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут "встречать" новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. Остальным - достойного завершения поста, душевной крепости и телесных сил.