
Преподобный Силуан Афонский говорит: „В таких благожелателей вселяется Дух Святой, если они помышляют о том. Как Господь любит свое создание и сколь Он его обогащает своими дарами. Милостивого назовем человеком культурным (имеющим „очи сердечные", просвященные верой и благодатью). Такой человек, если у него подобное настроение не случайное, а постоянное уже близок к духовному миру".
Как полюбить ближнего? Митрополит Волоколамский Иларион советует: „ В первую очередь за внешним обликом человека попытаться увидеть его внутреннюю глубинную сущность. Нужно попытаться прозреть туда, где в каждом человеке сокрыт образ Божий. Часто мы видим лишь внешнего человека. Поруганного грехом, утопающего в страстях, и не замечаем того образа Божия, который стоит под внешним наслоением.

Мы не принимаем другого человека таким, каков он есть, а хотим увидеть его другим: с нашей точки зрения, ему чего-то не хватает, он в чем-то мог бы стать лучше. Мы создаем искусственную схему и хотим, чтобы другой человек в нее вписался, а так как он в нее не умещается, мы живем в постоянном конфликте между нашим представлением о том, каким он должен быть, и реальностью.
Бог хочет, чтобы каждый человек стал лучше, чем он есть; Бог страдает от несовершенства человека, от его грехов, от того, что человек оставляет и забывает Его. Но все это не мешает Богу любить человека еще до того, как человек обратится, покается и исправится. По учению преп. Исаака Сирина, любовь Бога к человеку не уменьшается даже тогда, когда не встречает взаимности".

Сказано Господом: „Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же далают. (Лк.6, 32-33). Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго". (Лк.6, 35).
По промыслу Божию некоторые из нас поставлены в такие обстоятельства, при которых ежедневно и ежечасно сносят неблагодарность, оскорбления, проклятия от кого-то из членов семьи, и не смотря на это годами продолжают заботиться о них, например, по причине болезни или немощи. Возможно ли, если за добро в ответ получаешь одно только зло, исполнить золотое евангельское правило: не осуждать, не гневаться, а напротив продолжать любить и заботиться? Святитель Иоанн Златоуст говорит: „Тем лучше для тебя: ты делаешь добро, и ты терпишь зло, и этим сразу ты делаешь два добрых дела. Этим подражаешь и уподобляешься Господу нашему Иисусу Христу, Который терпел, делая людям добро".

Наверное, не находясь в острых стесненных обстоятельствах, каждый христианин легко согласится с этим изречением святого, но сколь же длительной будет внутренняя борьба с ветхим человеком, и какое мужество и стойкость потребуются решившему до конца следовать Христовым заповедям. Воистину - каждый день умирать и рождаться заново.
Если нас окружают люди, чуждые нам по духу - это не значит, что мы должны как-то изолироваться от них, не входить в их интересы, не разделять их скорбей, не служить им в том, в чем это бывает возможно. Епископ Михаил Таврический об этом пишет: «Мы не от мира сего, это, однако, не значит, что мы должны внутренне чуждаться тех людей, с которыми сводит нас действительная жизнь, и мечтать о других существах, которые бы более подходили бы к нашему идеалу. Да, мы должны быть как можно дальше от всего худого и в нас, и в других. Наш долг - бороться с этим неустанно и беспощадно. Но ведь это худое есть то, что отчуждает людей друг от друга и производит между ними вражду и нестроения. Удаляясь от этого, христианин именно уходит из этого стихийного мира, где люди - взаимные враги, в тот мир, где они могут быть друзьями и братьями. Но этот мир не в мечтательной выси фантазии, а как раз в той же среде и в тех же самых людях, среди которых мы живем. Задача христианина по отношению ко всем его окружающим: преодолевать свой эгоизм в каждый миг своего общения с людьми, просветлять всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое охватывает нас; открыть в них небо, которое открылось в нас; открыть им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них».

Митрополит Московский Филарет предупреждал своих духовных чад: «Нужно стараться намерение и сердце ближнего «понимать» в хорошую, а не в худую сторону, тогда вы будете безопаснее от вредной погрешности, а он удобнее сделается лучшим».
Авва Дорофей руководствовался правилом: считать во всем виноватым только себя и поэтому не осуждать другого, не прекословить, не спорить и даже не оправдываться перед ближним. Чтобы достичь этого, надо внимательно рассмотреть ситуацию и свое отношение с человеком, с которым вышла размолвка и при честном взгляде всегда можно найти свою вину: отсутствие любви, невнимательность, нетактичность, раздраженный тон разговора, пренебрежение интересами ближнего, ненужное вмешательство в его дела, навязывание своей воли или своих взглядов, неучитывание склонностей, вкусов, привычек и состояния духа ближнего.
Поэтому в таких недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренне просить у ближнего прощения. Преп. Пимен Великий говорил: «Если всегда и во всем будем обвинять себя, то везде найдем покой».

Один инок был в обиде на другого. Последний, узнав об этом, пошел примириться с первым, но тот не открыл ему дверей. Второй пошел к одному старцу за советом. Старец отвечал ему: «Посмотри, нет ли причин в сердце твоем? Не признаешь ли себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата своего, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, - верно: хотя бы он и был виноват перед тобою, положи в сердце твоем, что ты виноват перед ним, и оправдай брата твоего. Тогда Бог вложит в сердце его желание помириться с тобой». Брат поступил так, как научил его старец, и когда вновь постучался в дверь к брату, тот сразу открыл ему, обнял его от души - и между ними водворился мир.