В одной из проповедей Иоанна Златоустого мне случилось прочесть следующие слова о Страшном Суде: человек будет судим, во-первых, как человек, т.е. был ли он милосердным, внимательным, чутким, трудолюбивым... То есть, было ли в нем то, что должно быть в человеке по естеству, то, что отличает человека от животного. Затем человек будет судим как христианин по заповедям Евангелия. Об этом говорит Христос в Евангелии в следующих словах: "Слово, которое Я сказал вам, оно будет вас судить". И, наконец, затем человек будет судим как сын Церкви в том звании, которое он в Церкви носит епископ как епископ, священник как священник, монах как монах, мирянин как мирянин. Это касается всех. Прежде чем мы будем судимы как христиане, мы будем судимы просто как люди. В известном месте Евангелия, где говорится о Страшном Суде, Христос перечисляет ряд добрых дел, которыми отличаются праведники, а именно: накормить голодного, одеть раздетого, посетить больного и т.п.
Всякому должно быть понятно, что это не собственно христианские добродетели, а общечеловеческие. Поскольку и атеистам понятно, что нужно участвовать в скорбях ближних любовью и состраданием. Возможно, Христос в словах о Страшном Суде намеренно минимизирует требования к человеку. Если ты не был верным в малом, то, конечно же, и в большем ты верен не был. Вот на этом меньшем уровне мне бы хотелось остановиться. Святоотеческая мысль четко и правильно различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному, относится литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех ее проявлениях. Ну, а духовное это вера, покаяние, молитва, пост и прочие христианские подвиги. Христианские учителя отмечают, что душевное делает человека эстетически чутким, утончает его и разрыхляет его душу, но само по себе не спасает. Но обратной стороной медали является также то, что невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное. Об этом пишет апостол Павел, говоря, что "вначале душевное, а потом духовное".
Душевный, не принимает, что говорит духовный.., ибо о сем надо судить духовно. (1-е Кор.гл.2:14-15)
Душевное - это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать, то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово "душевный" это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью. Душа "отключенная" от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем и это верный признак того, что оскудела духовная жизнь, и человек погряз в топком болоте душевности и суетности. В идеале должна присутствовать иерархия, в которой тело - служанка души, душа подчинена духу, а дух - благодати Божией. Если эта субординация нарушена, то дух замыкается в себе и начинается переоценка ценностей. Как во время революции: уничтожаются аристократическое сословие, интеллектуальные силы страны, место их заступают популисты и лжецы. Так же после победы души над духом человек теряет такие способности духа, как созерцание, прозрение, духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в космосе, так и в его собственной душе. Душа становится слепой.
Языком нового Завета является язык греческий. Это не случайно. До тех пор, как на греческой почве были посеяны семена Евангелия, эта земля была вспахана и разрыхлена трудами сотен философов и рожденных от них философских школ. Греки искренне и горячо искали истину. В поисках ее создавали философские системы, вносили вклад в обустройство гражданского общества, занимались наукой, изучали себя. Когда на эту плодородную почву упало Семя Сеятеля, эта почва произвела вселенских великих учителей, святителей и богословов. Такого расцвета богословия, который был на греческой почве, мы больше не видим нигде. И это яркое доказательство того, какую пользу во Христе принесли дохристианские труды и усилия. Сегодня христиане иногда склонны пренебрегать тем колоссальным наследием дохристианского и нехристианского человечества, которое ведет ко Христу или помогает глубже осознать Христово Евангелие. Но если мы, уже будучи христианами, не познаем, не почувствуем томление души человеческой, нуждающейся в Боге, и ее стремление в поиске истины - весь комплекс ощущений, который дан нам в мировой литературе и искусстве, мы не поймем и не сможем помочь тем нашим современникам, которые сейчас живут вне Христа и ищут Его, пусть даже ещё неосознанно. Наверное, было бы разумней, прежде чем о вещах высоких, научить людей вещам малым и элементарным.
На сегодняшний день не новость, что многие общеобразовательные школы и семьи мало внимания уделяют нравственному воспитанию, так ревностно хранимое нашими предками. Возможно, кроме Церкви больше никто не объяснит человеку, что нужно здороваться первым, уступать старшим место, не бросать фантик мимо урны... Эти вещи мы должны объяснять до того, как начнем разговор о блаженствах евангельских. Современного молодого человека, наугад выхваченного из дискотеки, привыкшего "отрываться по полной", нужно вначале научить говорить на языке, понятном и близком к литературному. Учитывая, что моральные основы, в наше время, искажены и аморальные вещи воспринимаются, как норма поведения, приветствуются обществом в современной литературе и искусстве. Даже сельский житель, благодаря телевизору, радио, дискотеке вовлечен в круг всевозможных современных околокультурных течений. Но тут должна существовать некая иерархическая лестница. Например, человек, любящий православное богослужение, имеющий круг общения среди людей воцерковленных и грамотных, может не нуждаться в посещении театра (хотя и не всегда обязан им гнушаться). А вот человеку, погрязшему в земных заботах, давно не читавшему книг, ни о чем, кроме житейских дел, не думающему, может быть полезно пойти на концерт симфонической музыки и, вылезши из скорлупы личных проблем, приобщиться к общечеловеческой боли и радости. В том или ином случае, обществу и каждому человеку необходимо противоядие против пошлости современной поп-культуры, и как альтернатива, культура более высокой пробы, в последствии могущая привести человека к мысли о христианской вере. Искреннее желание человека быть с Богом и в Боге, стремление и борьба со всем, что мешает на пути духовного возрождения творит чудеса - склоняя Его милость. И только прикосновение самого Бога своею благодатью может переродить человеческое естество. Человек может "увидеть" цель за пределами этого мира, идеал, который всегда находится впереди него, как бы приоткрывающийся ему из вечности. Тогда он начинает воспринимать земную жизнь - как путь к вечности. Господь сказал: мир Мой даю вам . Этот мир - благодать Духа Святого. Воспринять ее может только человеческий дух.
Жизнь духовного человека -это плод Духа Святого. (к Гал.гл.5:22-23)
И тот, кто приобрел такую благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит мир в царящее на земле смятение, ставши проводником Божественной благодати.