и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
Третье воскресенье Великого поста и следующая за ним седмица называются Крестопоклонными, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В субботу на всенощном бдении из алтаря выносится особый, предназначенный для поклонения Животворящий крест и полагается в центре храма. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. Поклонами выражая сознание своей греховности и недостоинства перед Богом.
При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Евангелие напоминает о необходимости быть готовым нести свой крест.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся посередине великопостного пути. Христианин свой личный крест – скорби и тяготы собственной жизни – воспринимает в качестве образа Креста Христова; страдая верующий чувствует особую близость Господа и Его помощь. Крест находится в середине храма для поклонения в течение недели до пятницы, тогда перед литургией совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь.
Начало традиции было положено во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких, как например Иоанн Златоуст(IV в.). Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» По учению св. Ефрема Сирина, «Крест упразднил идольскую лесть, просветил всю вселенную, собрал все народы в единую Церковь и связал их любовью. Крест- упование христиан. Крест – свет видящим во тьме. Крестом Вседержитель даровал неизреченные блага человеческому роду!». «Не оправдывай себя пред человеками, но в душе твоей будь мудр, кроток, великодушен, терпелив, счастлив, исполнен любви к человекам.» (Из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова)
Три раза в году установлено особенно торжественное прославление Креста Господня: в Неделю 3-ю Великого поста (Крестопоклонную), 14 августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 27 сентября в – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня».
Животворящий Крест Христов – средство в нашей борьбе для победы над дьяволом. «Оружие на диявола Крест Твой, Господи, дал еси нам», - воспевает Святая Церковь. Даже демоны боятся крестного знамения. К преподобному Симеону Столпнику явился однажды диявол на великолепной колеснице, в образ светлого ангела и сказал: «Слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницей и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон хотел ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, - и диавол во мгновение ока исчез с колесницей. Святая Феодора и другие святые также крестным знамением прогоняли бесов. Но чтобы эта непобедимая, божественная сила Честного и Животворящего Креста не оставляла нас, грешных, для этого нужно употреблять крестное знамение с полным сознанием силы и важности святого креста, со страхом и благоговением, с сердечной и твёрдой верою в крестные заслуги Христовы и воспоминанием страстей Христовых. «Должны изображать крест не просто одними перстами, - говорит святитель Златоуст, - но прежде начертать его в мысли, со всей верою… с воспоминанием всей силы креста, всего крестного дела».
Феофан Затворник выделял 3 вида крестов: внешние, внутренние и духовно-благодатные. Внешние он считал самыми многосложными и разнообразными. Они встречаются на каждом шагу нашей жизни: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, оскорбления, обиды. Они слагаются из горькой участи земного пребывания, у кого-то меньше, у кого-то больше. Господь так устроил, что на Земле нет никого без горестей и тягот, чтобы не забывали люди, что они изгнанники и жили на земле не как на родной земле, а как странники и пришельцы на чужой стороне. Каждый человек должен искать возвращения в своё истинное отечество.
Преподобный Серафим Саровский говорит: «Есть скорби - есть спасение». Ропот уничтожает крест. Один бедняк роптал на Бога за бедность. Было ему видение, где он узрел много крестов: золотых, серебряных, медных – больших и малых. Он все попробовал: тот не снести, другой неудобный. Взял тот, что в сторонке лежал накрытым. Попробовал – как раз. Раскрыл и прочёл на нём: «бедность».
Протоиерей Валентин Мордасов говорит: «Тот спасается, кто несёт свой крест. Многими скорбями подобает войти в Царство Небесное. Однако и нехристиане имеют скорби, но не несут их смиренно: ругаются, хлопочут, жалуются, и т.п. Кресты многоразличны: есть крест вдовства, крест супружества, бедности, богатства и др. Крест даётся по силам, поэтому терпи искушения во очищение грехов. Спасение ныне только через терпение скорбей. Бесы беспокоят того, у кого нет терпения. Даже самого себя надо потерпеть: не раздражаться, не нервничать, если что-то не так делаешь. Крест – это и наши греховные желания. Их тяжело преодолеть. Уступая желанию, делаем грех, услаждаемся – грех вошел. Приходит скорбь, терпеть её горько, но грех уходит. Терпением скорбей мы побеждаем греховные желания. Слово Божие особо помогает в скорби. Так будем же подражать Господу в несении Креста».
Прославление Креста Христова напоминает о страданиях, о смерти Господней ради нашего спасения. Без Крестной смерти невозможно Светлое Воскресение. Поклонение Кресту укрепляет дух постящихся и воодушевляет на дальнейший подвиг поста. «Взять крест» - это значит безропотно вынести все, что постигнет нас. У каждого из нас свой жизненный путь. Что может помочь нам выстоять среди жизненных неурядиц? Прежде всего: терпение; твердость духа; смирение; безоговорочное принятие воли Божией. Крест нам дается всегда по силам. Источник внутренней силы – готовность служить не собственному «я», а Господу и ближнему. Выполняйте Его заповеди, принимайте со смирением невзгоды и уверенно идите за Ним, взяв свой крест. Тернистым путем - к вечной славе.
Автор: Дёмина Дарья.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов