Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. Начало установления ее относится к древним временам христианства. Св. Иоанн Златоуст в поучении на эту неделю, говорит: "возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица св. постов, приносящая треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа, - предлагающая его для поклонения ему и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая подготовленнее и мужественнее к совершению поприща св. постов".
"Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся..." - зовет сегодня Святая Церковь своих чад к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Эта Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "...Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14, 6).
Долгим и трудным путем смирения вошел в свою славу Господь наш Иисус Христос; несравненно еще больше продолжалось уничижение животворящего креста, на котором Он принес себя в жертву за наши грехи. Уже Спаситель мира был на небе, а орудие спасения находилось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о древе креста никто не знал. Но если Давид не оставил в небрежении меча, каким он низложил Голиафа, то могло ли остаться в неизвестности то оружие, каким Потомок от «корене Давидова» совершил победу над врагом человеческим. Своей смертью на Кресте Господь наш Иисус Христос навсегда избавил нас от власти смерти и греха. Крест - символ этой победы и грозное оружие против зла.
В службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Честный Крест износится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется крестопоклонною. Святая Церковь предлагает Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому, как пища, питие и отдых служат для телесного подкрепления.
Вся служба этого дня как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердцах верующих Креста Христова, как самого высокого и самого сильного подкрепления среди подвигов святой Четыредесятницы. Крест честный есть знамение нашего спасения, знамение могущественной, Богодарованной силы, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество.
В ветхозаветной церкви, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сжигали и вешали на дереве. Поэтому и пишется: «проклят всякий висящий на древе» (Втор.21; 23), - поясняет святитель Дмитрий Ростовский. Четвертая же казнь - усечение головы мечом - прибавилась в эпоху Царств. А крестная казнь была тогда языческой греко-римской традицией, и еврейский народ узнал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, вызывал непреодолимый страх и ужас до того времени, пока к нему не пригвоздили Того, Кто пришел спасти род человеческий от проклятия и смерти. Им Христос сокрушил диавола, с него Он сошел в ад и, освободив там томившихся, ввел их в Царство Небесное. Поэтому и святой Ипполит Римский - муж апостольский - восклицал: «и у церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе». Св. Игнатий Богоносец, склонясь перед Крестом, говорит: «Мой дух - в прахе перед Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». Еще в Ветхом Завете св. патриарх Иаков, по вере в грядущего Искупителя, возложил крестообразно свои руки на сынов Иосифа, таким образом преподав им Божие благословение. Пророк Моисей, начертав жезлом крест, разделил Чермное море для перехода Израиля; он же, крестообразно воздвигнув руки свои ко Господу, победил Амалика. Св. пророк Даниил, тоже крестообразно распростерши свои руки, сохранил себя во рве от свирепых львов. Иисус Навин, когда простер крестовидно ко Господу руки, удержал свет солнца, пока не низложил своих врагов.
Подобным образом и в Новозаветной Церкви знамением креста Христова совершаемы были бесчисленные чудотворения апостолами, святителями, мучениками и другими святыми. Крестом Христовым попрана смерть, низложен ад и отверсты врата рая. Все святые оказывали благоговейное почтение Кресту Христову и почерпали верою от него животворную силу. Св. апостол Павел говорит, что он ни о чем столько не похвалится, как о Кресте Христовом, святые мученики укреплялись знамением честнаго Креста на перенесение жестоких мучений, преподобные отцы утверждались честным Крестом в великих подвигах строгой жизни, а святые чудотворцы совершали знамением Креста многие чудеса.
Изображение креста страшно для демонов и, как знамение Христово, чтится христианами. Господь явил его на небе царю Константину, шедшему на Рим для борьбы с мучителем, захватившим власть, и, соорудив знамя в виде креста, царь Константин одержал полную победу. Получив помощь через Крест Господень, царь Константин упросил свою мать царицу Елену найти сам Животворящий Крест, и благочестивая Елена, отправившись в Иерусалим, после многих поисков нашла его. И российский князь Андрей Юрьевич Боголюбский одержал славную победу над болгарами действием Божией помощи, видимо явленной от Честнаго и Животворящего креста, предносимого с другими иконами на брани пред воинством его. Равным образом греческий царь Михаил в тот же самый день поразил сарацин тоже при помощи свыше, исходящим от носимого среди войска Животворящего креста и святых икон. Множество дивных чудес совершено в истории христианства «силою Честнаго и Животворящего Креста Господня» .
Во святом Крещении, по установлению св. Церкви, крест возлагается на каждого новокрещенного, которому, как сочетавшемуся с распятым Господом, поставляется в обязанность носить это знамение спасения всю жизнь. В св. Миропомазании верующий крестообразно помазуется святым миром, и тем сообщается ему печать благодатных даров Святаго Духа. В св. Елеосвящении тоже крестообразным помазанием сообщается по вере болящего благодать исцеляющая. Всякое молитвенное и благоговейное чувство христиане обыкновенно выражают крестным знамением; чувства особенной радости или сильного страха побуждают их творить на себе знамения креста. Верующие творят на себе крестное знамение, пробуждаясь от сна и отходя ко сну, выходя из дому и возвращаясь домой, при начале всякого дела и занятия. Пастыри Церкви крестообразно преподают благословение от Бога каждому христианину, просящему его. Даже по смерти христианина его гроб покрывается покрывалом с изображением креста и через то получает освящение. И во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, когда вся вселенная будет предстоять Страшному суду Его, святой крест, как знамение Сына человеческого, явится на небесах: « Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»(Мф. 24; 30). Знамение креста, по выражению св. Иоанна Златоустого, будет светлее солнца и поразит собою все и всех - в праведниках, которые благоговели пред ним в земной жизни своей, произведет утешительный трепет и радость, а в беззаконниках - ужас и плач.
В Евангелии сказано: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себе, и возьми крест свой» (Мк. 8, 34). Эти Евангельские слова мы слышали много раз, но понимаем ли всю их глубину? Каждый человек несет свой крест. Взять его, значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Люди, которые неблагоговейно поклоняются кресту не могут быть причастниками благодатной и животворящей силы его. Некоторые из христиан совершают поклонение святому кресту равнодушно, небрежно, вовсе без мысли ко Господу. Такое недостойное поклонение Животворящему Кресту не только не низведет на них благословение Божие, но еще послужат им самим во грех, а ближним их в соблазн. Таким поклонением Кресту, по слову апостола, не славится, но хулится имя Божие (Рим. 2;24). Ибо сила благодати нисходит от Бога только на спасающихся, которые самый образ мыслей и жизни своей стараются сообразовать с учением Церкви. Церковь, внутренне крепкая благодатью Божией и огражденная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», из которого идет путь к Небесному Иерусалиму и единственным верным оружием мира остается крест, о котором Церковь воспевает: «Крест - красота Церкви, Крест - Царей Держава, Крест - верных утверждение, Крест - Ангелов слава и демонов язва».
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...
Миссионерское Обозрение 10.02.24 ...
В помощь новоначальному: как выб ...
Христианство и язычество: двухты ...