«Слово о кресте … для нас,
спасаемых, - сила Божия.»
(1 Кор. 1, 18)
«Мне же да не будет хвалитися, токмо о
кресте Господа нашего Иисуса Христа.»
(Гал. 6, 14)
«Поклоняйся и образу креста Его.
Ибо он есть величайшее и торжественное
знамение победы Христовой над дияволом
и всем противным полчищем...Прославляй
его ныне... и прославишься с ним.»
Святитель Григорий Палама
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. В службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Совершается этот чин, как и на праздники — происхождение Древ Честного Креста и Воздвижение. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».
Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Действительно, что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умерщвления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира. Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.
Начало традиции было положено в древние времена первых христиан. Когда взрослое крещение в церкви стало постепенно ослабевать, оскудевать, когда почти все граждане Восточной Римской империи, которую мы сейчас называем Византией, стали креститься, скорее, в детстве, тогда срок оглашения, непосредственной подготовки к Крещению, сократился, и саму эту катехизацию стали начинать уже не за традиционные для второго этапа оглашения восемь недель до Пасхи, а только с середины Великого поста, с Недели крестопоклонной. Перед этим несколько недель по всем храмам объявляли, чтобы все, кто хочет крестить своих детей, приходили в храм записываться. А потом, на Неделю крестопоклонную, в Константинополе выносился тот Крест, который считался величайшей святыней христианства — подлинным Крестом, на котором был распят Иисус Христос, тот Крест, который был найден, по преданию, императрицей Еленой в Иерусалиме. И вот, приходили оглашаемые дети и несколько дней перед началом второго этапа своего оглашения, которое должно было завершиться на Пасху, прикладывались к этому Кресту. После детей в последние дни седмицы подходили к Кресту и взрослые, уже крещенные люди.
Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХШ в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.
В эти дни Святой Четыредесятницы мы ищем свой путь ко спасению. Но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути - Крест Христов. Так придя в храм, с верою припади ко Святому Кресту. И по вере твоей явит он силу животворящую. Ибо с того времени, когда Пречистою Кровию Своей Господь освятил позорное древо Креста, Крест Христов получил такую силу, что стал «возстанием мертвых, путеводителем слепых, надеждою потерявших надежду, путем заблудившихся, мстителем за обижаемых, посохом хромых, утешением бедных, низложением горделивых, покаянием распутных, трофеем против демонов, победой над диаволом, учителем детей, кормчим плавающих, гаванью обуреваемых, стеною для тех, на кого нападают неприятели, отцом сирот, заступником вдов, судией неправедных, столпом праведных, успокоением страдающих, стражем детей, главою мужей, концом старцев, светом сидящих во тьме, великолепием царей, свободою рабов, мудростию необразованных, законом беззаконных, похвалою мучеников, подвижничеством монахов, целомудрием дев, радостию священников, основанием церкви, безопасностию вселенной, погибелью нечестивых, силою безсильных, врачом болящих, укреплением разслабленных, хлебом алчущих, источником жаждущих, надеждою христиан, символом нашего спасения». Напоенный же этой силой, продолжи смиренно нести крест свой и распинать на нем греховную плоть свою. И с креста твоего благодари Господа за драгоценную участь подражать Христу страданиями твоими. Ибо только так и можно спастись.
«Крест – хранитель всей селенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва», - так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
Крест дан всем православным христианам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Он – щит и оружие, памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.
Итак, самому древу, драгоценному по истине и достопочтимому, на котором Христос принес Самого себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться.
Молитва
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста,
и сохрани мя от всякаго зла.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов