Молодёжные субкультуры как поле миссионерской деятельности
Проблема взаимоотношений православной Церкви с молодёжными субкультурами является одной из наиболее острых и актуальных в современном обществе. Работа с такими группами молодёжи - один из важных приоритетов не только государственной, педагогической, но и миссионерской деятельности.
По мнению учёных Института социологии НАН Украины, в последние десятилетия происходит активное включение православных практик в молодёжную повседневность. Это связано с повышением уровня доверия институту Церкви в последние десятилетия. Среди политологов, социологов, религиоведов бытует мнение, что в условиях быстрого нарастания темпов глобализации роль религиозного фактора в жизни украинского общества будет возрастать. Примером могут служить данные социологического мониторинга Института социологии НАН Украины, которые демонстрируют, что более 80,0% граждан не просто считают себя религиозными или верующими, но идентифицируют себя с той или иной религиозной конфессией.
Так, к нерелигиозным отнесли себя в 2002 году только 12,7% респондентов, в 2003-м - 15,4%, в 2004-м - 16,7%, в 2008 г. - 12,8%. Что касается конфессиональной идентичности, то к православным отнесли себя в 2002-м - 74,9%, в 2003-м - 72,9%, в 2004-м - 73,5%, в 2005-м - 72,2%, в 2006 - 76,3%, в 2007-м - 72,8%, в 2008-м - 77,6%. Результаты международного сравнительного исследования, проведённого Институтом социологии НАН Украины в пределах общеевропейского мониторингового проекта Европейское социальное исследование (ЕЕS), в котором принимают участие более 20 стран Европы, показывают, что к определённой религии или вероисповеданию в 2005 году относят себя 74,7% респондентов, а к православной Церкви (это более конкретная идентичность, нежели обычная православная) в 2005 году - 60,0%, в 2007-м - 56,1%. Феномен религиозного возрождения признаётся большинством исследователей, об этом свидетельствует как статистическая, так и социологическая информация.
Религия выполняет роль своеобразного социального амортизатора: помогает преодолеть последствия социальных катастроф, жизненных кризисов, пережить одиночество и отчуждение, найти смысл жизни. Массовое обращение людей к религии связано с тем, что религиозное сосуществование часто выражает себя метафорой семьи с её неформальными связями доверия, защиты, поддержки.
В подростковом возрасте наиболее часто происходит критическое осмысление своего места в окружающем мире, начинают формироваться мировоззренческие и ценностные ориентации. В юном возрасте люди наиболее часто обеспокоены поиском смысла жизни, они задают себе вопросы «Кто я?», «Зачем я живу?», « Почему меня никто не понимает?» и т. д. Зачастую, не найдя ответы на эти вопросы в среде ближайшего окружения, молодые люди продолжают поиск уже в субкультуре, которая предлагает альтернативные варианты личностного самоопределения.
Субкультуру можно сравнить с театром, её участники используют специальную речь (сленг), которая доступна для понимания только «своим»; специфический внешний облик, каждый элемент которого несёт в себе символическую нагрузку. Таким образом молодые люди кодируют «свою» информацию, создавая пространство субкультуры, куда запрещён вход большинству. Экспериментируя с субкультурными ролями, молодые люди порой перестают замечать границу между игрой и реальностью, заменяя своё истинное «я» ложным, выдуманным образом. Сценарии субкультурной жизни создают сами её участники, следуя правилам и нормам, принятым в той или иной неформальной группе.
Далеко не всегда и не сразу духовный поиск молодых людей приводит их в стены православного храма. Нередко потребность в духовной самореализации толкает их в многообразие духовных практик и учений, которые, как правило, носят прагматический характер, обещая результат «здесь и сейчас». Организации религиозно-сектантского характера рассматривают представителей молодёжных субкультур как целевую аудиторию, проводя в СМИ пропаганду своей деятельности, которая нередко сопряжена с критикой православия как «уже давно неэффективной практики в современном мире». Зачастую в область духовного поиска возводится протест против господствующей культуры и идеологии. Неприятие такими людьми православия может объясняться тем, что они воспринимают религию как часть государственной идеологии, воздвигая своеобразный протест против системы. Таким образом, участники молодёжных субкультур - одна из наиболее рискогенных групп вовлечения в религиозные секты.
Молодые люди, попадающие в ряды представителей субкультур, – это не всегда дети из неблагополучных семей или беспризорники, как рассуждали советские исследователи молодёжи, рассматривая её как проблему и угрозу государственной стабильности. Это, прежде всего, люди с повышенными духовными потребностями, которых не удовлетворяет массовая китчевая культура с её ориентацией на материальные блага, потребление, низкопробные образцы искусства, упразднение духовных ценностей.
Проблема молодежных субкультур – одна из актуальных для отечественных и западных миссионеров в последние десятилетия. 11-12 апреля 2002 года в Костроме состоялся церковно-общественный диалог «Молодежь. Церковь. Общество. (По материалам Основ социальной концепции и Концепции молодёжного служения Русской Православной Церкви). Как замечают участники диалога, «в современном мире связь времен действительно прервалась: молодежь разобщена, оторвана от остального общества, не понята и сама не желает понимать трагедии и потери старшего поколения. Тем не менее состоящее из множества различных субкультур молодое поколение всё-таки представляет собой единый психологический тип, который совсем не так далёк и оторван от православия, как принято считать. На первый взгляд, крикливые и взбалмошные «неформалы» – с одной стороны и тихая, строгая истовость, самоуглубленная духовная сосредоточенность православия – с другой кажутся совершенно разными, почти полярными культурно-психологическими типами. Однако на самом деле большинство даже самых одиозных проявлений юношеских субкультур коренятся во вполне здоровой психологической почве и представляют собой всего лишь нелепое искажение первоначальных устремлений, ловко используемое современными псевдопастырями».
В рамках проведённого диалога было сделано следующее заключение: «в настоящее время православный образ жизни уверенно распространяется в молодежной среде, хотя и слишком медленно для современных ритмов. Не всеми это приветствуется, причем с обеих сторон. Например, в то время как руководство РПЦ старается наладить диалог с государством и молодёжными организациями, некоторая часть верующих к подобному диалогу относится довольно отрицательно, ожесточаясь против новых и не всегда грамотных в исполнении обрядов ещё невоцерковленных прихожан».
Весьма интересен опыт миссионерской деятельности американского православного богослова отца Серафима Роуза, проводившего катехизаторскую работу с представителями субкультуры панков, которые, как известно, являются одной из самых социально опасных субкультур экстремистского толка. Идеология панк-движения основана на протесте против существующих общественных норм, нонконформизме, эпатаже и радикальном нигилизме, который выражен в ненависти ко всему окружающему и к самому себе. Диалог с панками возник не сразу. Отец Серафим при помощи отца Дамаскина поэтапно проводил работу с молодыми людьми, отчётливо осознавая специфику данного сообщества.
«Этим ребятам тошно от самих себя, – отмечает отец Дамаскин. – Они чувствуют, что в этом мире им нет места. Мы пытаемся открыть для них красоту Божьего творения и предлагаем встать на путь умирания для своих страстей, что и имеется в виду под словом «мир». Господь силён обратить отчаяние в его противоположность. Самолюбивые страсти могут превратиться в любовь к Богу, как это случилось с Марией Магдалиной. Мы постоянно говорим о понятии страдания, потому что это наиболее близкая ребятам тема. И в страдании может быть смысл – это-то мы и стараемся показать».
Для внедрения основ православной веры в субкультурную среду о. Серафим начал издавать журнал для молодёжи под названием «Death to the world» – «Смерть для мира». Тема смерти была выбрана неслучайно, так как она является одной из главных составляющих панк-мировоззрения. Успех этого мероприятия превзошёл все ожидания: журнал не только был с интересом принят представителями субкультур, но и привлёк их к православной вере. Как объясняют редакторы издания, панки ополчились против пошлости мира и насилия системы над личностью человека. Да ведь святые отцы, монахи-аскеты, говорят авторы журнала, сделали то же самое. Их протест против мира сего тоже вылился в радикальную форму. Но вместо того, чтобы слушать агрессивный рок, устраивать протесты и погромы, демонстративно бросать вызов обществу, они бросили вызов всему, что их связывало с миром и системой: ушли подальше от цивилизации, отказались от удобств и комфорта, от карьеры и почестей, от удовольствий мира. Ради Христа, Который сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире» и призвал всех к настоящей жизни. Примерно так звучит православная проповедь в среде панк-культуры.
Отец Паисий, монах из Братства святого Германа, рассказывает: «Панк-рокеры ни на грош не ценят жизнь. Эти молодые люди – маргиналы, глубоко уязвленные внутренне. А журнал «Смерть для мира» как раз был задуман как прикосновение исцеляющей руки к этим ранам».
Публичный семинар №2: "Тусим или верим? Включение православных практик в молодежную повседневность" был посвящен результатам исследований православных молодежных солидарностей, их трактовкам религиозных норм и ценностей и месту религии в повседневности молодёжи. Татьяна Солуянова, ведущий специалист НИЦ «Регион», проводившая исследования по данной теме, отметила: «Создание подобных сообществ говорит об актуальности поиска некой консолидирующей духовной идеологии. Для молодых людей оказывается недостаточным только воспроизводить в своей повседневной жизни религиозные практики и обряды. Важным становится поиск единомышленников, получение информации о православных обычаях от воцерковленных сверстников. Живя в светском секуляризованном пространстве, молодежи необходимо постоянно идти на компромиссы, адаптировать религиозные практики в светскую повседневность».
Приход к конструктивному диалогу с субкультурной молодёжью – одна из главных задач деятельности православных миссионеров. Существует необходимость показать, что православие – это не свод жёстких запретов и ограничений, как это пытаются представить лидеры оккультных сектантских организаций, а способ активной деятельной жизни, которая может приносить радость.
Говоря о роли молодёжи в современном мире, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Христианство по природе своей открыто человеку и миру. Ибо только в непосредственном диалоге с ними раскрывается и актуализируется учение Господа Иисуса Христа, рождается живой и действенный отклик на спасительное послание Церкви Божией, адресованное всем людям, но прежде всего — вновь вступающим в мир поколениям, которым в свой час предстоит воспринять великую ответственность за страну».
Татьяна Андреенкова