В наше время нередко можно заметить вокруг себя множество печально-отрешенных лиц. И зачастую, принадлежат они весьма молодым, полным жизненной энергии людям. Это можно связать с большим количеством причин и найти такому факту тысячу объяснений, но вывод неизбежен - многие современные люди лишены важного духовного чувства - радости, без него душа увядает подобно цветку, который забывают поливать.
Радость-это состояние души человека, его естественная потребность, она необходима каждому из нас для поддержания духовного равновесия. Истинно верующий человек не может не ощущать это благостное чувство, дарованное самим Господом. Такой человек обязательно поделиться этим добром с окружающими.
Святых угодников Божиих очевидцы описывали таким образом, будто они сияли изнутри необыкновенным светом. Это внутреннее духовное сияние отражалось и на внешности праведников. Ведь, что бы ни происходило с ними, они не теряли состояния духовной радости, которое окутывало и тех, то находился рядом.
Позитивный настрой христианина, его внутренняя радость - это один из эффективных способов показать неверующим людям, что Господь дарует благо.
Человек, у которого все хорошо внутри (пусть в жизни что-то и не ладится) притягивает к себе остальных и подает им достойный пример жизненной позиции. Вопрос «что такое радость?» простой и в то же время сложный.Чтобы ответить на него,следует рассмотреть многогранность этого чувства.
Радость бывает трех видов: плотская, душевная и духовная. Это состояния различные по своей сути. В беседе игумена Петра на тему духовной радости со слушателями Высших миссионерских курсов даны определения и характеристики этим видам радости:
«Что такое плотская радость? Я думаю, это всем ясно. Ею человек до конца не насладится никогда. Что такое душевная радость? Это земная радость, основанная на движении крови, на удовлетворении страстей. Именно такая радость свойственна всем сектантам, представителям всех псевдохристианских церквей.
А теперь поговорим о радости духовной. Человек перед Богом – это падший Адам, который изгнан из Рая и который должен возвратиться домой, то есть в Рай. По сути, цель его духовной жизни состоит в том, чтобы возвратиться в Рай, употребив все силы. Для этого он должен держаться за Господа, за благодать Святого Духа. Мы знаем, что были сыны Божии и сыны человеческие. И те и другие были религиозны. Но сыны Божии служили Богу, а сыны человеческие служили тому, чтобы развивать цивилизацию: ковать железо, изобретать музыкальные инструменты и т. д. Именно они создали ту цивилизацию, в которой мы живем. Сыны Божии знали радость духовную, сыны человеческие – душевную. Вспомним Иова Многострадального и его спор с друзьями. Казалось бы, в чем суть спора, если обе стороны говорят о Боге? Суть состоит в том, что друзья Иова говорят о Боге, основываясь на земных представлениях о счастье: если ты веришь в Бога, значит, ты должен быть счастлив. Иов же говорит о Боге, отрываясь от всего земного. Иов богословствует об истинном пути. Этот образ также помогает понять разницу между двумя видами радости: земной и небесной.
Вспомним и самого Христа, которого искушал сатана. Сатана говорил о Боге, о Священном Писании и, можно сказать, предлагал … миссионерствовать. Сатана предлагал Христу способ быстро прославить Бога: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сделались хлебами; сделай так, чтобы все увидели, что тебя держат Ангелы, и все уверуют в Тебя, и не надо будет проповедовать, не надо будет идти на страдания!» Получается, что дьявол тоже хочет, чтобы имя Божие было известно всем. Мы привыкли думать, что Бог – это один полюс, а дьявол – другой, противоположный. Мы привыкли, что добро от Бога, а зло – от дьявола. Но на самом деле не все так просто. Слово «антихрист» переводится как «вместо Христа», то есть на самом деле искушения дьявола направлены не против Христа – это было бы слишком легко. Дьявол все время пытается заместить Бога, подменить собою подлинную религию. Он хочет стать вместо Христа. Миссионеры, как никто другой, должны это понимать. Именно на это нужно обратить внимание: есть две религии, два христианства. Одно всеми силами за земное, а другое – за небесное. Есть две радости: душевная и духовная.
Если приведенных примеров недостаточно для противопоставления радости духовной и душевной, обратимся к следующим рассуждениям. Как мы определяем предмет, который принадлежит мне? – Притяжательным местоимением «мой». «Мой диктофон», «моя книга», – говорим мы. Но мыслить в таких категориях – это мыслить «душевно», по-земному. О тех же самых предметах мы можем сказать так: «книга мне дана», «диктофон мне дан». В этом случае предмет тоже мой, но уже не совсем мой, он мне дан. Заметьте: когда Адам относился в Раю ко всему как к данному от Бога, он был богоподобен, но, как только он забыл эту заповедь и сказал «мое», он лишился всего. Можно сказать, что, когда он видел Еву как ту, которая дана ему от Бога, она была его сподвижницей. Они оба прославляли собой мир Божий, Его творение. Но, как только он сказал: «Она моя», – он оклеветал ее перед Богом, а потом, познавши ее, родил Каина – первого братоубийцу. Так же и в жизни человека. Сыны Божии смотрят на все как на данное от Бога и остаются в радости Божией – духовной радости. Сыны человеческие смотрят на все как на «мое», и чувство духовной радости все время ускользает от них.
Можно сказать: «Это все дано мне, весь мир дан мне, этот человек дан мне». Говоря так, я могу этим насыщаться. Но, как только я захочу кого-то сделать «моим», так этого «моего» сразу начнет недоставать мне, это «мое» будет все время ускользать от меня, и я никогда не буду удовлетворен. Когда я говорю: «Вот этот человек дан мне от Бога», то он остается свободным и в то же время становится источником моей непрестанной и чистой радости. Радости от Бога, потому что дан мне Богом. Можно сказать, что, когда я мыслю в категориях «это мне дано», я становлюсь самым богатым и самым счастливым человеком на свете. Когда я смотрю на жизнь как на нечто данное мне, то я всему радуюсь. Когда я говорю «мои яблоки, моя яблоня», я порчу всю картину моей жизни, а когда говорю: «Яблоня прекрасна, она дана мне Богом, яблоки мне не нужны, я наслаждаюсь красотой самой яблони, радуюсь тому, что эта яблоня есть в моем сознании, в моих чувствах, что она украшает мою жизнь», то я утешаюсь сознанием этого, я радуюсь этому. Разница между ощущением «это мое» и ощущением «это мне дано» позволяет увидеть разницу между радостью душевной и радостью духовной.
Духовная радость – это цель нашей жизни. Очень хорошо говорит об этом Феофан Затворник: «Цель духовной жизни – радость, способ ее – крест». Когда человек исполняет заповеди Божии, Евангелие, он должен не забывать о своей цели – радости. Когда человек стремится к радости, он должен не забывать о своем кресте.
Педагоги знают, что ребенок, если он находится в печали, – учится с трудом: у него плохая память, заторможенное мышление, он не может сосредоточиться. Если в семье ребенок видит, например, как пьяный отец бьет мать, он страдает, и это страдание делает его забитым, духовно больным, безрадостным. И потом во взрослой жизни это состояние остается доминирующим. Главная болезнь нашего народа – это уныние, а от уныния рождаются все страсти. Задача миссионера, насколько это возможно, нести таким людям радость, а для этого нужно быть радостным самому».
Подготовила Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов