«    Июнь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30  
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
АРХИВ ЖУРНАЛА
популярные
  • В храмах прошли заупокойные богослужения по погибшим 2 ...

    В храмах прошли заупокойные богослужения по погибшим 2 ...

    В третью годовщину страшных трагических событий,

  • Крестный ход в память о героях Великой Отечественной во ...

    Крестный ход в память о героях Великой Отечественной во ...

    По благословению Высокопреосвященнейшего

  • Внимание: Крестный ход 9 мая отменяется

    Внимание: Крестный ход 9 мая отменяется

    Дорогие друзья, к сожалению, крестный ход по

комментарии
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Валентин
    Написал(а): Валентин
rss-новости

«Надо осознавать величие своей Родины и изучать ее славную героическую историю».

Победы одерживаются всегда помощью Божией и всем народом сообща. Церковь, служа Богу и объединяя наше общество в народ, несет сегодня крайне важную миссию, в том числе и в армии. Меняется сам дух, а ...

На старт! Внимание! С Богом!. Беседа с протоиереем Николаем Соколовым, духовником Олимпийской сборной команды России

Если человек правильно настроит себя, то спорт не мешает его духовной жизни и не отворачивает его от Бога. Главное – чтобы не было гордыни.

Митрополит Иларион: «Надеюсь, это лишь частное мнение».

Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион дал порталу «Православие.ру» интервью по поводу недавних заявлений митрополита Халкидонского Афанасия и митрополита Прусского Элпидофора.
обращение
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
телефон
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
ссылки
облако
 

Потеря близкого человека – это серьезная трагедия для каждого из нас. Скорбеть в такой ситуации  вполне  естественно и нормально. Но порой бывает, что печаль  об умершем полностью овладевает душой человека, вызывая крайнее уныние и вводя в состояние «от лукавого».  Такой человек мучается сам и мучает душу покойного ближнего своими излишними переживаниями,  нежеланием смириться с Промыслом Божьим. Многие люди, попавшие в столь трудную ситуацию, ошибочно полагают, что всецелое предавание скорбям – это нормальная и естественная реакция на проблему… Но несмирение с волей Господа приносит еще большие страдания.

Излишняя скорбь или страсть печали. Советы святых отцов

Особенно тяжелы такие люди для окружающих. Они могут подолгу вспоминать былое и категорически отказываться воспринимать настоящее. Если смерть забрала спутника жизни, то ситуация порой может быть критической. Не желая расставаться с воспоминаниями, люди годами живут в одиночестве, снова и снова оживляя то, чего давно нет. Другие же торопятся строить новые отношения,  не забыв старую любовь. И в новую жизнь входят  со старыми чувствами. Такая поспешность  травмирует  души как  неутешных вдов и вдовцов так и их новых избранников…

 Святые отцы говорили  о том, что страсть печали исходит из излишнего себялюбия и недоверия  Господу.

Согласно учению Православной Церкви, печаль об умершем должна быть в меру, благопристойна и разумна.

Феофан Затворник (Собрание писем, п.1274): «Плачьте, плачьте. - В этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если б мать не поплакала о смерти дочери. - Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством».

Излишняя скорбь или страсть печали. Советы святых отцов

Феофан Затворник (Собрание писем, п.482): «Великое у вас горе! И нельзя вам не сокрушаться. Однако ж не забудьте держать и меру сокрушения. Отдайте долг природе: погорюйте, поплачьте, и за дела. О мертвых плач, а для живых другое: жив живое гадает».

 Инок Агапий (Грешников спасение, ч.1, гл. 29): «Нет греха рыдать сообразно благочинию, благословенным образом, ибо так происходит от природы. Но чрезмерный плач — зло. Нельзя скорбеть больше меры и не желать утешения. Нельзя так болезновать, как будто ты — другой веры, и у тебя нет надежды увидеть друга в Царствии Небесном. Ты оплакиваешь его так, будто он потерян совершенно и пошел в погибель».

 

Святые отцы говорили о том, что слезы своевременны, когда человек еще болеет, но когда он умер - правильнее перестать плакать

 

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й запов., грех: Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение): «(Безутешные слезы) бесполезны, потому что факт уже последовал, воля Божия совершилась. Когда только болел тяжело муж (или у мужа жена), тогда скорбь, слезы были еще своевременны (2Цар.12,23); потому что могли умилостивить Бога и быть как бы выкупом за близкого к смерти. А затем печаль может ли изменить обстоятельства?».

 

Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие. Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать. А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит. Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, – все это она туда ему пересылает».

 Святые отцы говорили  о том, что если человек готовит свою душу к смерти, работает над собой, то и смерть ближнего он воспримет как нечто естественное.

Макарий Оптинский (Собрание писем, т.1): «…(Если быть добрым христианином) тогда смерть потеряет в очах ваших свой грозный вид и сделается только некоторым приятнейшим переходом от временных скорбей к бесконечному наслаждению».

Излишняя скорбь или страсть печали. Советы святых отцов

Если  человек боится смерти, боится расставаться с материальным миром, не верит в вечную жизнь и смерть для него – прекращение всего, то и смерть ближнего будет для него полным крахом.
   Николай Сербский (Беседа в неделю 20-ю по Пятидесятнице): «(В примере Еванг. от Луки 7, 11-16) …женщина плакала, как не имеющая надежды; и, кроме того, она плакала не о грехах своего сына и не о своих собственных грехах, но о том, что телесно утратила свое чадо, плакала о его мнимом уничтожении и о расставании с ним навечно… Сокрушенная вдова не знает ни Христа, ни силы Божией. Она скорбит о своем единственном сыне без всякой надежды, как скорбели в то время все остальные иудеи и эллины, которые или вовсе не имели веры в воскресение мертвых, или потеряли ее».

Излишняя скорбь или страсть печали. Советы святых отцов

Почему чрезмерная печаль является грехом?

 

- Излишняя печаль приносит непоправимый вред телу и душе

 

Макарий Оптинский (Письма, 5, 81): «Данное же нам время здешнего пребывания постараемся употребить для пользы душ наших и для ближних наших; а когда будешь предаваться безгодной печали, то совсем себя расстроишь и здоровье потеряешь; чем немало погрешишь пред Богом».

   Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-й заповеди; грех: Чрезмерная печаль о чете или, напротив, забвение): «Она (чрезмерная печаль) только ослабит телесные силы, отвлечет от должностных или хозяйственных занятий, хотя в меру всегда уместна».

 

Безутешная скорбь неугодна ни Богу  ни умершим.

 

   Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «Приятны ли наши слезы Богу? Скажите, нравятся ли отцу или матери вопли дитяти, когда они отнимают у него то, что следует отнять, а оно, не понимая и не желая даже понять того, что эта вещь, отнятая у него, не только не годится, но даже может быть вредна для него, и не слушая ни убеждений, ни угроз, продолжает горько плакать и кричать? Такое дитя сами они называют капризным и своенравным, которому, потому, не только не возвращают того, что служит предметом его слез, но часто отказывают ему за то и в тех удовольствиях, которые позволили бы ему, если бы оно было во всем послушно им и покорно. И наши слезы как часто походят на слезы капризных и своенравных детей! Судите же сами - могут ли потому они быть приятными Богу? Приятны ли они, по крайней мере, для усопших? Приятна для них эта горячая любовь к ним, которая заставляет нас лить слезы о них; но приятно ли для них то, что мы, в этом случае, так мало выражаем доверия и покорности Промыслу Божию! Приятно ли для них то, что мы, любимые ими, произвольно сами себя через то так сильно сокрушаем и изнуряем? Приятно ли для них, наконец, то, что наши обильные слезы мешают нам и молиться о них, тогда как для них нужна молитва, а не слезы наши?... Они все это знают, все это чувствуют и наша земная печаль как бы невольно печалит и их сердца».

 

 Безутешная скорбь бесполезна, она ничего не сможет изменить


   Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «Правда, - слезами не возвратить того, что взято могилой, - но потому-то и слезы струятся ручьем, что возврата нет из могилы».
   Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, §164): «Хотя как ни будешь скорбеть, сетовать, плакать, рыдать и рваться, уже не можешь возвратить умершего. В твоей воле — плакать или не плакать, но возвратить не в твоей воле и власти. Ты за умершим будешь следовать непременно, а он к тебе не возвратится, и потому тщетны слезы и плач».

 

 

теги:
   Просмотров: 1873   Комментариев: 0   Распечатать   
Добавить комментарий