Те (жены), которые блистают красотою душевною, чем
больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее
делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют
их любовь.
Святитель Иоанн Златоуст
В письмах духовников XX века описано множество проблем, с которыми сталкивается современный человек. Одна из самых важных таких проблем - это отсутствие в обществе правильного понятия о семье и ее предназначении. Согласно учению Православной Церкви, Семья- Малая Церковь, живущая по евангельским заповедям, и по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «спасение всей семьи - жизнь в Боге всей семьи» [7,197]. Современный человек не только утратил осознание того, что такое семья, но и зачастую не понимает, зачем ее создавать. Ведь можно многое получать и при этом не взваливать на себя бремя ответственности. Деструктивные идеологии разрушения семьи, навеянные Западом, действуют в нашем обществе. Отрицая святость и необходимость семьи, «западные стандарты» предлагают взамен «свободу» и отсутствие взаимных обязательств.
Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем к тем, кто стремился создать семью, говорит, что не стоит торопиться с браком, когда дурные привычки мешают познать самого себя как христианина. Также старец советовал молодым людям «испытать себя в чистой дружбе – она должна лечь в фундамент чистой семьи».
Подвижник предупреждает о том, что в основу семьи нельзя закладывать грех преждевременного сближения: «Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится». Счастливая семья – это результат трудной работы и терпения. Старец предупреждал о том, что только тогда можно связывать свою жизнь с другим человеком, когда воспитано в себе смирение и терпение.
Тем, кто выбирает вторую половину по внешним данным, старец протоиерей Алексей Мечев писал: «Брачующиеся должны главным образом преследовать не красоту внешнюю, как мало ценную, но красоту душевную, которая дороже всего».
Многие современные супруги совершенно не ценят любовь и согласие в семье. При малейших конфликтах и трудностях многие стремятся убежать куда подальше от своей второй половины из-за того, что «не сошлись характеры» или « слишком разные» или «слишком одинаковые» и т.д. Таким нетерпеливым людям, относящихся к браку как к чему- то готовому, старец протоиерей Алексей Мечев советовал недостатки друг друга покрывать любовью. И тогда через «такое отношение друг к другу два существа, может быть поначалу бывшие и совершенно противоположны друг к другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух».
С большим вниманием старцы относились к тем случаям, когда совершались браки с иноверцами или неверующими. Старцы предупреждали, что связывать свою жизнь с неверующим или иноверцем – очень тяжелый крест, непосильный для некоторых.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) следующим образом ответил своему духовному чаду, в котором молодой человек письменно просит благословить его на брак с неверующей девушкой:
«Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно».
В этом же письме отец Иоанн замечает, что никому не вправе приказывать, ведь каждый человек сам может выбирать как ему поступить. В семье каждый несет свой крест. Но есть крест во спасение, который несут по благословению Господа, а есть и самовольный, который может сломить человека.
Также отец Иоанн (Крестьянкин) предостерегал и от браков, в которых один из супругов уже имел несколько семей и не несет ответственности перед ними.
«Сколько жен у твоего друга? – спрашивает отец Иоанн духовную дочь. - И почему ты думаешь, что будешь лучше их … одну любил, другую осчастливил ребёночком, третью убаюкал перспективой любви…».
Старцы говорили о том, что уводить из семей чужих жен или мужей - тяжелый грех, влекущий за собой тяжелые последствия. В одном из своих писем отец Иоанн (Крестьянкин) укоряет женщину, обратившуюся к нему:
«А планы, планы – то каковы? Тайное венчание с чужим мужем. Да верующий ли вы человек – то, если так можете думать и такое говорить?»
Очень осторожно батюшка просил относиться к ситуациям, когда у супругов большая разница в возрасте: « А ведь Ваша влюбленность – искушение для Вас. Такие неравные браки и раньше, при более здоровой нравственности, никому счастья не приносили, а уж ныне это и совсем идти на верную гибель и невыносимые страдания.
Да и каноны церковные надо бы знать – ведь возможная разница в возрасте плюс-минус пять лет, более недопустимо. Так что оставьте свою влюбленность как ненужное Вам искушение».
Также старцы говорили о том, что мужчина, вступающий в брак, должен быть ответственным и уметь обеспечить свою будущую семью.
Желающим стать семейным человеком, старец Алексей Мечев напоминал, то в семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать прежде всего о других, а затем о себе.
Подвижники постоянно напоминают: человеческое счастье состоит в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей; устраивать свою судьбу можно только с этой позиции.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов