Активное внедрение в жизнь современного общества «гражданского брака» – подлинная духовная трагедия. Не верует один из супругов во Христа, не живет церковными установлениями, не чувствует потребности в церковных таинствах, а именно в таинстве Венчания – это жизненная ситуация для многих семей. Пребывание одного из супругов в лоне Церкви Христовой в случае неверия второго возможно, исторически оправдано и обосновано в конкретных церковно-правовых актах. Согласно Основам социальной концепции РПЦ и предшествовавшим этому документу решениям Священного Синода, можно сказать, что Церковь, «настаивая на необходимости церковного брака», все же с уважением относится к гражданскому браку. В послании к коринфянам апостол Павел пишет: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14).
Что же изменилось в отношении к гражданскому браку в последние годы? Прежде всего, необходимо отметить массовую манипуляцию человеческим сознанием и чудовищную подмену понятий. Сегодня в понимании большинства соотечественников «гражданский брак» – это уже не зарегистрированный в органах государственной власти брачный союз между мужчиной и женщиной, но некий «тест на совместимость». Огромное количество молодых людей прежде создания настоящей семьи живут в так называемом «фактическом браке», то есть в блудном сожительстве. «Гражданский брак» стал данью современной моде, это греховное явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и политическими деятелями. Психологи, кинозвезды, певцы и другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают, как они живут друг с другом в неофициальных отношениях. Подобная реклама пагубно влияет на поколение юных, постоянно стремящихся к новым ощущениям, формам жизни, отличным от старых и, по их мнению, уже не прогрессивных.
Согласно библейскому учению, брак был установлен Богом еще в раю, до грехопадения человека. У бытописателя Моисея находим пророческие слова праотца Адама, сказанные им при виде своей жены: «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Утверждая ветхозаветное учение о браке, Господь наш Иисус Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза. «Что Бог сочетал, – говорит Спаситель мира, – того человек да не разлучает» (Мф 19:6). Как видно, Господь, желающий нам спасения и величайшей радости, в Своем благодатном Царстве не оставляет места для какого-либо пробного брака.
В осмыслении святого апостола Павла брак приобретает значение таинства. Он уподобляет его тайне единства Христа с Церковью. «Жены, – читаем в послании к ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22-25, 31-32). Двое становятся одной плотью, обретают друг в друге полноту бытия, радости и любви. Всякие эксперименты в данной области болезненны для самого человека и противны Божественному замыслу о человеке.
Что же заставляет людей вступать в «гражданский брак»? Мы, наверное, не сделаем большой ошибки, если ответим – страх перед будущим, неуверенность в искренности чувств и серьезности намерений второй стороны. В наше время распадается больше половины браков. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать возможных проблем со вторым разводом. К большому сожалению, современному человеку чуждо библейское понимание брака как нерасторжимого союза между мужчиной и женщиной. «Если в жизни не сложится, если вторая половинка не подойдет или надоест – ничего страшного, мы быстро расстанемся и по-новому начнем устраивать свою личную жизнь», – подобные рассуждения укореняются в человеческих душах. Брак никогда не будет прочным, если в его основании лежит мысль о возможном разводе.
Приведем пример из обыденной жизни. Когда у маленького ребенка есть одна очень красивая дорогая игрушка и он понимает, что другой такой у него больше никогда не будет, тогда в детской душе к ней вырабатывается бережное отношение. Малыш ценит и любит свою игрушку, боится ее потерять. Но если игрушек много, одна лучше другой, тогда и отношение к ним меняется очень быстро, и особой ценности для ребенка они не представляют. Зачем чинить и беречь старое, если его без особых проблем можно заменить новым? Зачем в браке проявлять жертвенную любовь, зачем терпеть немощи другого человека, зачем исправлять свои недостатки и критично относиться к самому себе, если брак легко и просто можно перечеркнуть? «Гражданский брак» – идеальный для такого подхода к семейной жизни. В нем присутствуют все атрибуты настоящего брака, а ответственности нет никакой.
Ее отсутствие – «привлекательная» сторона «гражданского брака», особенно для мужчины. Женщина получает в нем формальный статус «жены», и ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «сожительства» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой. Он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» – это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы. По статистике, 85% гражданских мужей считают себя неженатым, а 92% женщин, находящихся в гражданском браке, считают себя замужними.
Людям хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и безответственности засосал многих. Это способ уйти от реальности, забыть то, что настоящее счастье возможно, лишь когда супруги полностью верят друг другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и всеми людьми. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе «гражданского брака». Известен пример, что в подобном союзе живут как бы с открытой дверью, так что всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем холодно, неуютно и опасно.
Одна из целей христианского брака – деторождение. Оно имеет божественное установление и спасительно для человека. Святой апостол Павел учит: «жена... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:14-15). Нежелание иметь детей и воспитывать их в духе благочестия – это проявление эгоизма и противление воле Божьей. В гражданском браке, как правило, не принято рожать детей. Зачатие ребенка в таких семьях зачастую заканчивается абортом, а в случае отказа супруги прервать нежелательную беременность – прекращением отношений. Только в единичных случаях «гражданские супруги» решают родить ребенка и узаконить свои отношения. По статистике, дети, появившиеся на свет в «гражданском браке», чаще рождаются недоношенными и слабенькими. Психологи говорят, что это связано с большей стрессовой нагрузкой на женщину во время беременности. Даже при самых прочных отношениях будущая мать порой задумывается, каково быть матерью-одиночкой, если отец ребенка неожиданно решит исчезнуть с горизонта.
Нестабильность – еще один подвох гражданского брака: женщина не может быть до конца уверенной в том, что завтра ее милый не уйдет к другой. Да и каким образом, пребывая в таком сожительстве, можно убедиться в серьезности намерений второй половины? Возможно, для кого-то из горе-супругов подобное сожительство является лишь удобным способом удовлетворения своих плотских желаний. Не встретив свою «настоящую» любовь и не желая проводить вечера в одиночестве, можно пожить некоторое время в «гражданском браке», а потом безболезненно расстаться и уйти к другому. Молодые люди теряют в подобном браке свою юность и связанную с ней счастливую возможность создать настоящую семью. Когда молодой человек и девушка говорят: «Мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем решение», это не любовь, но, скорее всего, неосознанное предательство. Потому что один человек, пожив в таком браке, может относиться к другому уже как к родному. А этот, ставший родным, примет вдруг решение о расставании. У женщины в таком браке бурно расцветают комплекс неполноценности, неуверенность, обида, что постепенно начинает провоцировать смены настроения, срывы и, естественно, накаляет обстановку в доме. Особенно такое положение невыносимо для женщин-домохозяек, которые не имеют никакой опоры во внешнем мире.
«Гражданские браки», как правило, не бывают продолжительными и длятся не более пяти лет. Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы недооцениваем «воспитательной» роли «гражданского брака». Такая форма совместной жизни – вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений. Люди в «гражданском браке» потому и живут довольно мирно, что бесы их не искушают – зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и вдруг осознают, насколько резко придется изменить свою жизнь, возложив на себя какие-то обязательства, – это приводит к тяжелым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви.
«Гражданский брак» сообщает своим обладателям свободу, но свободу не от греха, а для греха. В его основе лежит блудное сожительство и потеря целомудрия, т. е. единства, крепости, здоровья человеческой личности. Вместе с потерей чистоты и целомудрия человек теряет Божественную благодать, разоряет свой ум, оскверняет сердце. Возникает разбросанность, расколотость, ущербность. Сознание и душа привыкают раздваиваться. «Нравственное состояние людей в последние дни бытия мира Господь сравнивает с состоянием людей, живущих пред всемирным потопом. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Одобрение и принятие «гражданского брака» современным обществом неминуемо приближает кончину мира и суд Божий. «Блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4), – свидетельствует апостол Павел, и этот Божий суд многие люди, ставшие заложниками блуда, переживают уже сегодня. Не имеют счастливой семьи, болеют страшными неизлечимыми болезнями, живут в жуткой неуверенности и боязни завтрашнего дня. «Нет доброго дерева, говорит Господь, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Лк 6:43). Также и «гражданский брак», являясь блудным сожительством, никогда не принесет доброго плода. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф 7:19).
Олег Можаров
фото: автора
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов