Если мы бодрственны ,то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу.
Святитель Иоанн Златоуст
Духовное единение супругов – неотъемлемое условие счастливой семейной жизни. Многие современные люди не придают особого значения духовному единству, акцентируя внимание больше на материальной и плотской стороне брака. И вроде все хорошо у таких людей: и достаток в доме, и чувства к друг другу, и общие увлечения… Но нет главного - взаимопонимания. И не могут понять такие семейные пары, почему « не клеится» жизнь, почему нет гармонии и духовной радости. В былые времена в затруднительных жизненных ситуациях люди часто обращались за советами к старцам. Если не было возможности приехать к батюшке, то свои просьбы и вопросы указывали в письменных обращениях.
Уровни духовного развития у людей могут быть разными. Кто-то давно пришел к Богу, а кто-то совсем недавно. И вот эти люди полюбили друг друга и решили создать семью. Нередко более «опытный» в духовной жизни супруг заставляет свою вторую половинку поскорее наверстать упущенное.
В письмах к семейным людям отец Иоанн (Крестьянкин) напоминает о необходимости соблюдения обещаний, данных друг другу. Старец говорит о том, что каждый из супругов обязан осознать свое чувство ответственности за семью, быть терпеливым и любящим. На вопрос о том, как быть, когда один из супругов пришел к вере, а другой нет, старец отвечал: « Когда вера становится причиной разорения, то тут уж явно что-то не то и скорее своеволие, когда помощь Божия отступает» [1,200].
Одной из своих духовных дочерей старец указывает на излишнюю настойчивость, которая оттолкнула ее супруга от православной веры, а также запрещает ей жить в скиту, так как это окончательно рассорит семью[1,197]. Отец Иоанн (Крестьянкин) советует женщине больше думать о сохранении прочных семейных отношений и отказаться от своеволия.
Другой женщине он укором указывает на ошибки: « А теперь, когда через Вас и Вашу семью входит Господь, Вы, которая, призвана сохранят семью, устремляетесь на ее разорение. Венчание ведь - это Божие благословение и на Ваших детях, уже рожденных. Вас смущает враг. И за мужа, если он по Вашей вине уйдет в блуд, отвечать перед Богом будете Вы, и не замолить Вам будет этой вины. Потрудитесь в семье своей, вымаливая своих близких.Надо много терпения в этом деле благом» [1,30].
Житейские ситуации бывают различные и каждый случай уникален, каждая семья – отдельный мирок со своими заботами и проблемами. Нередко степень воцерковления у мужа и жены бывает разной, что может спровоцировать ссоры и непонимание. Отец Иоанн (Крестьянкин) рекомендует запастись терпением, «чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему» [8,195]. По словам старца, только с любовью, пониманием и уважением к своей второй половинке можно достичь результатов.
Подвижник напоминает женщине, что в момент создания их семьи они с мужем оба были далеки от православия. И то, что она раньше мужа пришла к вере, не вправе проявлять нетерпение по отношение к нему : «Не беги далеко вперед о супруга – он не в состоянии пока понять, ради кого и чего такие изменение его жене» [1,198].
Батюшка говорит о том, что важнейшая задача для семейных людей –сохранить и приумножить теплые доверительные отношения друг с другом. В данном письме он также просит духовную дочь и внешее не спешить менять, прилагая большие усилия в молитве. Старец предупреждает о том, что поначалу будет тяжело и неудобно идти на уступки супругу, а также напоминает женщине, что муж ради любви к ней когда-то пошел в храм венчаться.
«Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими и о Боге мысли не было, но теперь-то ты познал Бога, а Бог – это любовь в первую очередь», пишет архимандрит Иоанн человеку, через смерть брата познавшему Господа. «Через тебя в твой дом должен войти Господь, уже коснувшийся твоей души. Ты (по Евангелию) обрел драгоценную жемчужину, сокрыл ее и хочешь один разбогатеть, не думая о любви по Богу к своим близким». [2,227].
Мужчине, который черезчур настойчиво требует от своей жены духовного роста, отец Иоанн отвечает: «Жена не хочет жить с тобой – другим, странным, ей неведомым. Она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо, вместо того, чтобы научиться на земле жить по - христиански».
Отец Иоанн просит супруга горячо молиться о своей жене, думая, прежде всего, о том, как бы избежать разногласий. Подвижник указывает на неправильное понимание супругом духовного подвига, рекомендуя: «начать жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя ее немощные желания» [2,227].
Как видно из разных жизненных ситуаций, представленных в письмах , нетерпеливое и своевольное стремление изменить свою вторую половинку к лучшему может привести к весьма неожиданным и негативным последствиям. Только великим терпением и молитвами за любимого человека можно сохранить семью и посеять в ней зерно духовности.
Литература:
1.Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма.-Б.м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002.-288с.: с ил.
2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма.- Вып.2.- Б.м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000.- 312с.
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов