Души всех людей, по существу своему тождественны, но в то же время каждая душа имеет свои личные особенности, проявляемые в различных формах душевной жизни человека, и обладает своеобразным развитием. Источником этих свойственных каждому человеку форм является сердце человека, благодаря которому и проявления души различны у всех людей (и жизнь различна), и мысли и поступки различны. Как учили еще древние философы - душа человека безвидна и безобразна, то есть она не имеет ни размеров (величины, отличающей одну душу от другой), ни формы (какого-либо очертания).
Она присуща данному человеку и является частью живой, природной организации состава человека, а также характеристикой особых внутренних свойств данного человека, проявляющихся в его деятельности и отличающих от других людей. Поэтому в жизни часто приходится слышать выражение: «О! этот человек большой души!»- когда говорят о хорошем человеке, и давая отрицательную характеристику человеку скажут: «…Да ведь это мелкая душонка». В этих случаях прибегают к метафорам. Но это отнюдь не значит, что у одного человека душа больших размеров, чем у других. Здесь говорится о нравственном состоянии души. Что так же про хорошего человека говорят: « Какой он душевный человек», а про злого эгоистичного человека скажут: « Бездушный человек». Это опять-таки нельзя понимать как отсутствие в ком-либо души, а лишь о высокой и низкой нравственности человека. Ибо душа-носительница нравственных качеств человека, это тот источник, из которого проистекает активность. И благодаря свободной воле, которой обладает душа, активность ее может быть направлена к добру или ко злу, смотря по тому. Для восприятия какого духа (Божия или духа злобы) раскрылась эта душа. Но под словом «душа» в различных случаях понимают и разумеют различное. Часто под словом «душа» подразумевается просто жизнь. Как, например, в Евангелии (см.: Мф.16,25).Почва (из евангельской притчи о сеятеле – см.: Мф,13,3-9), в которую сеется семя - слово Божие, - это тоже наша душа, и бывает она у каждого из нас в разное время нашей жизни – разной. То каменистой, то придорожной, то заглушенной тернием, то плодоносной.
Семя Божие дается всем людям одинаково хорошим. А какой принесет плод, это зависит от состояния нашей души и тех стараний, какие она проявит в деле его выращивания. В душе человека Господь силой Животворящего Духа творит обновленную природу человека, созидая Царство Божие внутри человека (в душе). Но как это происходит, это сокрыто от понимания и сознания людей так же, как происходит скрытый процесс произрастания: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».
Зарождение в душе и развитие Царства Божия принимается нами как факт. От человека требуется лишь величайшая заботливость оберегать произрастание «зерна». Требуется жить с сознанием, что ты соучастник Божией тайны в деле создания Царства Божия, ты бессменный страж, поставленный на это Богом. Все зависит от способности души к духовному росту. При глубоком понимании евангельского повествования об исцелении Господом слепых, глухих, косноязычных, человек видит в них исцеление духовно слепых и глухих душ человеческих. И некоторые из этих душ безнадежно потерялись в темноте, сбиты превратностями жизни с правильного пути, зашли в тупик. И как мы видим в Евангелии, таких приводят к Христу. Точно так и слепую душу приводят к Богу чаще всего жизненные обстоятельства. А привести душу ко Христу - значит, прежде всего, вывести ее из мира, у вести в сторону от греха, людей, оставить наедине с Богом, освободить от разлагающего влияния земли (Христос перед исцелением отводит слепца в сторону – см.: Мк.8,22-26).А вот евангельский слепец Вартимей – это образ хорошей души! Это образ души, порвавшей с грехом (он сидит на дороге, ведущей из Иерихона в Иерусалим, от рассадника греха - к Святому Граду). И он не просто сидит, он кричит, он добивается, чтобы на него обратил внимание проходивший здесь Господь - он хочет прозреть (см.: Мк.10,46-52).
И евангельские бесплодные смоковницы, виноградник, отданный для возделывания виноградарям, - все это людские души в различных степенях своего духовного состояния. Бог насадил во вселенной виноградник жизни. Основная Лоза в нем-Сын Божий (Христос), и от этой Лозы идет бесконечное число черенков…Это все души человеческие (ср.: Ин.15,5).И каждая душа со временем превращается в некий Божественный сад, лучший виноградник земли.
Господь оградил душу оградой евангельского закона. Водрузил в саде души сторожевую башню - совесть. Бог насадил сады душ и роздал их людям, чтобы они сами трудились над возделыванием этих садов, над спасением своих душ. А Преображение Господне на Фаворе - это образ преображения души, пошедшей за Христом. Иногда, произнося слово «душа», мы подразумеваем совокупность нашей душевной деятельности, всех наших ощущений, восприятий. Душа человека - это наши мысли, все желания, все порывы сердца, это проявление любви к жизни. Господь даровал такую душу первому человеку при творении и каждому из нас при рождении. Душу одуховленную, присутствие которой в теле непостижимо и таинственно…Но она везде присутствует в нашем теле, как говорит святитель Димитрий Ростовский,- нет ни одной частички нашего тела без души. Душа сочетает воедино все тело, состоящее из многих частей, и содержит их в полной гармонии, и все части тела друг другу помогают, друг друга поддерживают. И если в обычных наших житейских отношениях человек (по чисто человеческим понятиям) «не имеет души», он теряет к себе уважение окружающих, так как же нужна человеку душа для его духовной жизни!
Подготовила Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов