Подвиг скромных боголюбивых женщин, последовавших за Христом, описан в церковном Предании. Жены-мироносицы [греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.
Протоиерей Николай Агафонов в своем историческом романе «Жены- мироносицы» пишет: «В подвиге жен-мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Их жизнь, по словам священномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок». Подражание мироносицам в жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении всей двухтысячелетней истории христианской Церкви. Трудно переоценить роль женщины в сохранении православной веры и в нашем Отечестве. Я бы даже дерзнул сказать, что именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру».
Жены-мироносицы описаны у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф. 28:1). В Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк. 15:40) и Саломия (Мк. 16:1). В Евангелии от Луки – «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24:10). В Евангелии от Иоанна написано о том, что из жен-мироносиц в то утро дважды ко гробу приходила только Мария Магдалина. Таким образом, имя Марии Магдалины упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу описаны также Саломия и Иоа.
Согласно Священному Преданию, когда Иуда предал Христа, все Его ученики разбежались. Апостол Петр следовал за Спасителем до двора первосвященника, где трижды отрекся от Него, обличаемый как Его ученик. Иудейский народ кричал Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19:15). Когда Спаситель был распят, все проходящие высмеивали Его. У Креста стояла Его Мать с учеником и те скромные женщины, совершившие подвиг ради любви к Господу: Мария Магдалина, Иоанна, Мария, Мать Иакова, Саломия, а также другие. Жены-мироносицы не предали своего Спасителя, оставшись с Ним до конца, первыми узнав о Воскресении Христовом и увидев Его воскресшим.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Это праздник женского сердца. Почему оно особенно ублажается сегодня? Святые мироносицы всем сердцем возлюбили Господа, следовали за Ним, слушали Его, служили Ему. Почему Господь после Воскресения не явился прежде всего апостолам?... Женские сердца познают все великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские, более грубые сердца. Господь знал сердце мужское и женское. Он знал, что апостолы с великим трудом поверят Его Воскресению, что мироносицы поверят гораздо легче, скорее, потому и явился им первым».
«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.
Священномученик Серафим (Чичагов) отмечает: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия».
Мироносицы у гроба
Спит Сион и дремлет злоба,
Спит во гробе Царь царей,
За печатью камень гроба,
Всюду стража у дверей.
Ночь немая сад объемлет,
Стража грозная не спит:
Чуткий слух ее не дремлет,
Зорко вдаль она глядит.
Ночь прошла. На гроб Мессии,
С ароматами в руках,
Шли печальные Марии; —
Беспокойство в их чертах,
И тревога их печалит:
Кто могучею рукой
Тяжкий камень им отвалит
От пещеры гробовой.
И глядят, дивятся обе;
Камень сдвинут, гроб открыт;
И, как мертвая при гробе,
Стража грозная лежит.
А во гробе, полном света,
Кто-то чудный, неземной,
В ризы белые одетый,
Сел на камень гробовой,
Ярче молнии блистанья
Блеск небесного лица!
В страхе вестницы восстанья,
И трепещут их сердца!
«Что вы, робкие, в смятенье?»
Им сказал пришлец святой,
«С вестью мира и спасенья
Возвращайтеся домой.
Я ниспослан Небесами,
Весть я чудную принес:
Нет Живого с мертвецами;
Гроб уж пуст; Христос Воскрес!»
И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа.
М.Еленов
В этот церковный женский праздник положено поздравлять своих близких женщин – супруг, матерей, сестер. Жены-мироносицы представляют собой пример настоящей жертвенности, самоотверженности, любви к Господу. Это православный праздник всех женщин-христианок, православный Женский день. Каждая женщина несет в себе образ жен-мироносиц: она несет миру любовь, дарит радость и покой своей семье, рожает детей, помогает мужу.
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов