«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10. 13–16).
Переживания и чувства детей чисты, неподвластны бушующим страстям мира взрослых. Восприятие реальности происходит без призмы ценностей современного мира, который пока не понятен чаду; а также влияния вредных привычек и укоренившихся грехов, как это происходит в случае взрослых. Ребенка отличает от взрослого чистота сердца, доверчивость, отсутствие того багажа жизненного опыта, который тащат за собой многие, как говорится, умудренные жизнью люди. Те, кто пришел к вере в детском возрасте, могут сказать, что опыт познания Бога в том возрасте был некой вспышкой в сознании, чем - то особенно значимым. Именно благодаря открытости детского сердца и отсутствия пресловутого жизненного опыта, набора мирских представлений о том «что такое хорошо и что такое плохо» религиозное переживание ребенка отличается особенной яркостью.
Ребенок открыт более чем взрослый для принятия Бога, он меньше сомневается и больше верит. Многие взрослые верующие вспоминают, что молитвенный опыт в детстве произвел на них очень важное влияние, оставив добрый след в сердце на всю жизнь. Религиозный опыт, полученный в детском возрасте, запоминается навсегда, оставляя неизгладимое впечатление. Очень плохо, когда дети лишены опыта общения с Богом. Пусть они будут хорошо накормлены, дорого одеты и у них будут самые лучшие игрушки. Но все равно ребенок будет духовно обделен, голоден и наг. Именно духовный опыт, полученный в детстве, формирует в человеке своеобразный стержень, который делает его более стойким к жизненным невзгодам и трудностям. Именно поэтому религиозное воспитание должно начинаться с младших лет, и противники Православной Церкви во времена богоборчества, запрещавшие религиозное воспитание, учитывали этот факт.
Сегодня, когда все рассуждают о духовном кризисе человечества, мы забываем о том, что он начинается с каждого отдельного человека. Нежелание заниматься самовоспитанием, воспитанием собственных детей в духовном русле приводит к нравственному упадку целых наций, отчуждению поколений. Далеко не во всех семьях понимают, насколько важно для ребенка понимание Бога и веры, многие предпочитают «не забивать этим голову», живы еще традиции атеистического лихолетья, когда веры стыдились и детей ограждали от нее. Эта тенденция сохранилась и до наших дней. Таким родителям нужно помнить, что таким поведением они крадут у собственных детей что-то важное:
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», — говорит Христос, обращаясь сегодня к тем, кто препятствует детям обрести веру.
Прп. Серафим Саровский говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».
С чего же начать религиозное воспитание ребенка? Конечно же с родителей! Согласно мнению Православной Церкви, воспитание ребенка начинается с молитвы супругов о будущем ребенке, их участия в церковых Таинствах, отношения друг к другу. Для ребенка родители являются образцом для подражания. И когда мама с папой воцерковлены, посещают богослужения, семья дружна и едина в вере, то для ребенка процесс познания Бога становится чем-то естественным, понятным. Совместная духовная жизнь очень укрепляет внутрисемейные отношения, сплачивает близких людей, являясь одним из тех объединяющих факторов, которых так не хватает современным семьям.
В случае, когда один из супругов воцерковлен, а другой - нет, ребенок не наблюдает духовной гармонии внутри семьи, что для него чрезвычайно важно, взросление проходит на фоне внутренних противоречий. Особенно тяжело чаду, когда один из супругов проповедует Слово Божие, а другой считает это недопустимым. Ребенок порой вынужден выслушивать сразу два противоположных взгляда на религию, в результате невозможность родителей договориться между собой губительно воздействует на психику чада.
Конфликты на фоне религиозного воспитания нередки среди современных семей, когда ссоры и недопонимание между супругами приводят к тому, что они буквально «рвут» ребенка на части, каждый доказывая что-то свое. Современные реалии таковы, что родители, лишенные в советские времена опыта церковной жизни, не в состоянии воспитать своих детей в духе веры. Стандартная ситуация, когда жены с детьми посещают храм, молятся, а мужья пренебрегают всем этим. В таких ситуациях особенно тяжело ребенку, который не понимает, какую модель поведения ему следует поддерживать: папину или мамину.
Зачастую сами дети приводят своих родителей в храм как бы и парадоксально это звучало. Нередко воцерковление родителей и детей происходит почти одновременно, и крещение чада становится отправным пунктом этого процесса.
Усвоение с ранних лет православной системы ценностей формирует у ребенка особое мировоззрение, он находит ответы на многие вопросы. Ребенок, участвующий в церковных Таинствах, читающий православную литературу, имеющий опыт молитвы, гораздо спокойнее и дисциплинированнее своих сверстников, которые этого лишены. Регулярная исповедь помогает детям анализировать свои мысли и поступки. Пребывая в Церкви, среди верующих людей, ребенок приобщается к особой форме взаимоотношений, основанной на вере в Бога.
Андреенкова Татьяна
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов