Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга (1 Иоан.: 3,11)
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов († ок. 105-106 гг.) – сын Зеведея и Саломии (дочери святого Иосифа Обручника). Одновременно со старшим братом Иаковом он был призван Господом Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере.
Церковное предание повествует, что Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания, апостол не расставался с Господом и являлся одним из трёх учеников наиболее приближённых к Нему. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил имя предателя.
Любимый ученик везде неотступно следовал за своим Божественным Учителем. У подножия Креста он плакал и сострадал вместе с Божией Матерью, а после Распятия, как любящий сын, заботился о Пречистой вплоть до Её Успения. Только после преставления Девы Марии, Иоанн направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповедания Евангелия.
Там он встретил юношу прекрасного внешнего вида и отличавшегося душевными дарованиями. Святой взял его к себе, научил вере и благочестию. Когда пришло время Иоанну покинуть город, он оставил юношу на воспитание тамошнему епископу со словами: "Сего юношу поручаю тебе, вся Церковь и Дух Святой да будут свидетелями; соблюдай его от всякого злого дела".
Епископ принял мальчика, как родного сына, охраняя от всех соблазнов и питая молоком чистого учения веры, когда ж он достиг совершенного возраста, то проявил постоянство в кротком и добром поведении. Епископ сподобил юношу святого Крещения, но при этом ослабил свой надзор.
Предоставленный самому себе, воспитанник свёл дружбу с плохими друзьями, которые не были научены страху Божию. В подобной компании, он быстро переменил свой добрый христианский нрав: предал себя порочным забавам, распутству и невоздержанию. Средств для этого не хватало, начал ся обман и воровство, ему становилось в тягость благочестивое общество христиан. Тогда юноша собрал несколько своих товарищей и отправился в горы, где стал предводителем шайки разбойников, проливая кровь неповинных людей.
Тем временем, вернулся святой Иоанн к епископу и сказал: "Возврати мне теперь сокровище, которое я и Христос поручили тебе". Епископ, обливаясь слезами, рассказал ему о происшедшем. "Хорошего же я нашёл в тебе пастыря для души брата", – ответил с отеческим упрёком святой старец. Он взял проводника, сел на коня и отправился в горы искать заблудшую овцу.
Старец был взят в плен и приведён к начальнику шайки. Когда же виновный увидел святого, тотчас же скрылся. Апостол побежал за ним и умолял остановиться, говоря, что грех юноши он берёт на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый такой любовью, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
В этом примере апостольской любви много назиданий. Ведь пастыри духовные должны охранять овец Христовых, наставлять и предупреждать. Воспитатели молодёжи получат от Господа высочайшую награду за правильное обучение и тяжёлое осуждение, если соблазнят одного из них. Родители должны понимать, что наиболее важный предмет их попечения есть душа и сердце детей, обучение страху Божиему, а не забота о временном.
Любовь к ближнему соединяет человека с Богом. Святой апостол Иоанн укрепляет нас: "Аще любим друг друга, Бог в нас прибывает и любы Его совершенна в нас есть" (1Иоан.: 4,12).
Иоанн Богослов лучше других воспринял заповеди о любви. Вместо длинных поучений, он лишь говорил: "Чадца, любите друг друга". Когда его спрашивали, почему так часто он это повторяет, то из глубины любящего сердца отвечал: "Потому что в этом одном заключается всё; исполните эту заповедь и вы исполните весь закон, угодите Богу, достигнете высшего совершенства и уподобитесь возлюбившему нас Господу Иисусу Христу, и будете сынами Всевышняго".
Это непременный долг благодарности возлюбившему нас Отцу Небесному. "Си заповедую вам, да любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы", – сказал Господь. А как нас возлюбил Бог? Он "Сына Своего не пощаде, но за всех нас предал есть Его, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный" (1 Иоан.: 4,11). Живой образ этой всеобъемлющей любви христианской впитал в себя возлюбленный ученик Христов – апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Святой прожил на земле более 100 лет, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить в земле крестообразную могилу, в которую лёг, повелев засыпать его землёй. Ученики с плачем целовали любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили данную просьбу: закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту погребения, раскопали могилу, но не нашли в ней тела.
Каждый год 8 мая, в день, когда апостол претерпел жестокие мучения в Риме, из могилы святого Иоанна выступал "тонкий розовый прах", который верующие собирали и исцелялись от болезней. Ради этого чуда, Церковью установлено особое празднование памяти святого Иоанна Богослова 8/21 мая.
Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.