Как с живым со мной говорите,
и всегда я для вас жив буду.
1 августа 1903 г. - состоялось торжественное прославление великого святого старца и молитвенника за землю Русскую преподобного Серафима Саровского (1759-1833 гг.)
Дивеево - это холм, вкруг которого вьются семь некогда полноводных речек и речушек. Ручьев же и святых целебных источников здесь не счесть.
Дивеево - это гора средь России, а на горе - диво, видное отовсюду православным людям: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Всего в 15 верстах от Сарова (знаменитого Арзамаса-16 - колыбели водородной бомбы, устроенной в древней Саровской Успенской обители). Именно здесь, в Дивееве, находится четвертый после греческого Афона, Иверии (Грузии) и Киева Удел Самой Царицы Небесной. К тому же Дивеево - это особое, единственное в мире место, куда не пройдет антихрист, когда он захватит весь мир.
Вот и сегодня, зная это пророчество, толпится возле Дивеева народ. "Счастлив тот, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки: с утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево! " - говорил сестрам обители батюшка Серафим.
И еще: кто по завету преподобного старца канавку с молитвой пройдет, да полтораста раз "Богородице Дево, радуйся... " прочтет, тому весь год будет великая помощь в добрых делах.
"Крепка Владычица наша, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - ибо царица есть всея видимыя и невидимый твари... и все стихии повинуются Ей, небо и земля, воздух и море послушают Ея, и все противные духи, страхом одержимые, трепещут, бояшеся имени Ея святаго..."
Преподобный Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в семье курского купца. Родители Прохора были очень благочестивы. Отец, Исидор Мошнин, имел несколько кирпичных заводов и занимался строительством. Самая знаменитая его постройка - храм во имя преподобного Сергия Радонежского, сделанный по проекту архитектора Растрелли, сохранился до сих пор. Здесь на строительстве храма, с маленьким Прошей произошел случай, который можно объяснить только чудом. После смерти отца мать Прохора продолжала строительство и часто брала сына с собой. Как-то раз они вместе поднялись наверх колокольни, и мальчик, подойдя к краю площадки, вдруг сорвался вниз. Сбежав с колокольни, перепуганная мать увидела своего ребенка, стоящего на ногах целым и невредимым. Здесь же, под Курском, находится Курская Коренная обитель, названная так в честь чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", или "Курская коренная", найденной более 700 лет назад в корнях дуба над целебным источником. Каждое лето из Коренной пустыни с этой иконой совершается в город крестный ход. Когда Прохору исполнилось десять лет, он неожиданно тяжело заболел, да так, что врачи пророчили неминуемую смерть. И вот мальчику во сне явилась Богородица и обещала посетить его и исцелить. Вскоре был крестный ход с Образом Богородицы. Когда он поравнялся с домом Мошнипых, разразился сильнейший ливень, и икону внесли в дом. Чудотворный образ приложили к умирающему, и с этой минуты мальчик пошел на поправку.
В восемнадцать лет юный Прохор (младший сын в семье) принял решение стать монахом. Но вначале он отправился в Киев, по стопам основоположника русского монашества Феодосия Киево-Печорского, бывшего также уроженцем Курска. Здесь, в третьем Уделе Богородицы, Прохор получает благословение известного старца Досифея стать послушником Саровского монастыря, где после восьми лет трудов, поста и молитв он становится монахом с именем Серафим, что означает "пламенный". Отсюда он придет в Дивеево дважды: один раз живым наставником и строителем известного теперь на весь мир монастыря, которому, по его пророчеству, суждено стать Лаврой, и второй раз - уже после кончины.
В Сарове преподобный Серафим совершил немало подвигов, духовный смысл которых не всегда понятен человеку светскому, мирскому. Здесь он удалялся на несколько лет в затвор, - прекращал всякое общение с людьми, чтобы в чтении Священного Писания и молитве лучше узнать Бога.
Здесь он простоял 1000 дней и ночей на камне, молясь за весь мир. "Спасайся, и тысячи вокруг тебя спасутся", - говорил он потом. И слава о великом подвижнике, помимо всяких газет, привлекала в Саров всю Россию. Есть указания на то, что здесь, во время "Болдинского сидения", когда въезд в Москву запретили из-за карантина, у благодатного старца побывал Александр Сергеевич Пушкин, и тот в деталях предсказал поэту судьбу, которая последует сразу за его женитьбой.
Когда преподобный Серафим жил один в глухом лесу, то он, как некогда его предшественник Сергий Радонежский, был в гармонии с окружающим миром, точно так же, как Сергий, кормил с руки приходящего к нему медведя. Точно так же, как и в Троице-Сергиевой обители, но его молитве начинает бить из земли целебный источник... Точно так же он испытывает нападение злобных сил, побеждая их смирением.
В последние годы жизни подвижника Сама Пресвятая Богородица возложила па него заботу об окормляемом им женском Дивеевском монастыре, в который могли поступать бесприютные девицы-сироты, у которых не было ни крова, ни защитника. Матерь Божия Сама многое ему предсказала о житии сестер и о правилах молитвы для них.
Преподобный Серафим скончался 2 января 1833 года и погребен был у алтаря Успенского Собора Саровской пустыни.
В 1927 году безбожные власти закрыли Саровский монастырь и мощи святого увезли в неизвестном направлении. Чтобы скрыть следы, ночью из ворот монастыря выехали в разные стороны четверо саней. Но те, что направились в город Ардатов, встречали по пути колокольным звоном. После Ардатова следы останков святого старца теряются.
Только в 1990 году они были вновь обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (куда, в "музей атеизма", свозили многие православные святыни). В 1991 году мощи Серафима Саровского были торжественно, с крестным ходом, перевезены в московский Богоявленский собор. В феврале, среди зимы вся православная Москва пела тогда Пасхальные гимны, а затем, уже летом, в Дивееве. И опять вся Россия, как и в 1903 году при прославлении святого, пела: "Христос Воскресе из мертвых..."
Всю Россию пронизывают незримые духовные нити. Они связывают Киев, святую гору Афон, Иерусалим и сотни больших и малых обителей, а также подвижников Православия сегодня и в прошлом. Саму Державу нашу крепят. Род Ушаковых дал России трех святых: прославленного адмирала, его дядю - настоятеля Санаксарского монастыря и дивеевскую игуменью Марию. Укреплению Серафимо-Дивеевской обители послужил всемирно известный святой богослов Феофан Затворник. А имя монастырского послушника Аникиты, первым узнавшего о кончине преподобного Серафима, мы встречаем в Греции, на Афоне, где князь Аникита Ширинский-Шихматов возрождает Старый и Новый Русик - русские монастырь и скит.
Самая же поразительная связь Дивеева - с церковным прославлением царской семьи императора Николая II. Здесь, в Дивееве, императору было передано предсказание преподобного Серафима о его грядущей трагической судьбе. Здесь же святой старец произнес слова: "Который царь меня прославит, того я прославлю". В 1903 году церковное прославление в лике святых преподобного Серафима состоялось по воле и при непосредственном участии государя императора. Здесь, в Дивееве, возле чудесной канавки, растет лиственница, посаженная в день рождения наследника, царевича Алексея, данного России по молитвам преподобному Серафиму. Несомненно, что и прославление царской семьи состоялось по молитвам преподобного Серафима Саровского.