Вот и подходит к концу Успенский пост. Эти 2 недели, несомненно, по разному, понимаются и чувствуются каждым верующим. Для одного это изнурительное время ограничений в пище и развлечениях, для другого - испытание себя на прочность, кто-то, наоборот, каждый новый день поста встречет с радостью, понимая пост как время очищения телесного и духовного.
Что же такое пост и для чего он нужен вообще? Является ли он просто своеобразной разгрузочной диетой, как это часто можно прочесть в светских источниках?
Ясное решение этого вопроса приводит о. Александр Ельчанинов, который говорит, что пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий ...пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение...В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы - пост открывает истинную сущность человека".
И правда, можно заметить, что во время поста одни люди делаются особенно раздражительными и злыми, а другие, наоборот, излучают тихую радость, даже светлеют лицом.
Время поста - период, особенно важный для духовной жизни, это "время благоприятное, это день спасения" (2 Кор. 6, 2). Человек слаб и немощен, его постоянно одолевают всевозможные страсти. С ними ему необходимо вести постоянную борьбу. Прп. Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей".
Итак, в посту следует быть умеренными не только в еде, но и обратить особое внимание на свою душу. Не стоит, однако, поститься чрезмерно, через силу, т. к. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы»(Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. "Когда вы постились... для Меня ли вы постились?"- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5). Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого "Граждане неба": "Господь требует не голода, а подвига".
От крайностей в посте предостерегал еще прп. Кассиан Римлянин: "Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста...Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился - "это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2, 23).
Отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю - ко Христу. Господь говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16 -18).
Пост - это время светлое, радость очищения, исцеления от болезней душевных и телесных.
Православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило - это следствие греха, который присутствует в организме. И время поста нам дается как возможность излечиться от этого греха.
Такое мнение относительно исцеляющего действия поста бытовало еще в древности. К примеру, древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа - музыкант, а тело - инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта-души.
Давайте же постараемся провести оставшиеся дни Успенского поста, эти дни тихой радости и очищения, достойно, помня слова митрополита Антония Сурожского, пост - это «время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».