ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК
Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства
Одесской епархии
Царь Иван Васильевич. Грозный или святой?
Мысль о канонизации Ивана Грозного никогда в прошлом всерьёз никем не высказывалась. Эта идея — явление последних лет.
Иван IV Грозный родился 25 августа 1530 г. В первой половине своего правления это был мудрый государственный деятель-реформатор (провел церковную, земскую, административную, судебную и военную реформы, присоединил к Москве Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Ногайскую орду), а во второй половине — кровавый тиран (создал опричнину, и опричный террор привел к многочисленным жертвам среди всех слоёв населения).Его государственная политика явилась одной из причин Смуты на Руси. Историк Н.М. Карамзин ставил результаты его правления в один ряд с татаро-монгольским игом. Ряд исследователей объясняет трагические стороны правления Ивана Грозного душевной болезнью царя — паранойей, манией преследования, комплексом неполноценности и т. п.
Если говорить о проблеме взаимоотношений Ивана Васильевича с церковью, то надо напомнить, что за время его правления единственным митрополитом, который скончался своей смертью, оставаясь главой Церкви, был святитель Макарий. Все остальные митрополиты либо сами покидали престол, либо их низводили.
Откроем жития святых. Всем известно, как Иван Грозный поступил со святителем Филиппом, митрополитом Московским (память 9/22 января и 3/16 июля). Не терпя обличений и увещеваний святого, заступавшегося за несчастный, терзаемый опричниками народ, он незаконно снял с него сан, бросил в темницу, морил голодом. Других его родственников (десять человек) царь тоже предал пыткам и казням , а отрубленную голову любимого племянника прислал святому в темницу. Святитель провел в тяжелом заточении год, а затем был задушен опричником Малютой Скуратовым, которого послал опять же царь. Когда в 1652 г. царь Алексей Михайлович пожелал перенести мощи свят. Филиппа в Москву, на Соловки была отвезена царская грамота, адресованная святому - «Молю тебя: разреши согрешение прадеда нашего царя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно завистью и несдержанною яростью». Святитель Герман, архиепископ Казанский (память 6/19 ноября) в 1566 г. был вызван в Москву для занятия митрополичьего престола. Это было страшное время опричнины, и святитель при первой встрече с царём напомнил ему, что суд Божий и истязания о делах ждут каждого человека и даже царя. Естественно, после этих слов о занятии престола не было и речи. Но ещё больше Иван Грозный был раздражен тем, что святитель Герман был единственным, кто вступился на суде, устроенном царем, за святителя Филиппа. В результате через несколько дней святитель был зарублен опричниками. Было объявлено, что он умер от моровой язвы, но в описании его мощей, открыто почивавших в Свияжском монастыре, сказано другое: «...голова его отрублена, и притом способом не обычным при обыкновенной казни, двумя ударами: одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади, по шее». Другой всем известный пример — житие преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского (память 20 февраля/ 4 марта). В 1570 году, во время торжественной встречи царя у врат обители, последний поразил преподобного своим жезлом (по другим летописям - отрубил ему голову). Обагренная кровью преп. Корнилия дорога, по которой несли его безжизненное тело от монастырских ворот к Успенскому собору, до сих пор называется «Кровавым путем». Тогда же был казнен ученик преп. Корнилия, Вассиан (память - в тот же день). В житии преп. Арсения Новгородского, Христа ради юродивого (память 8/21 мая, 12/25 июля) повествуется о том, что Иван Грозный не раз посещал его. В 1570 г., разорив Новгород (за что был обличен преподобным), царь решил подвергнуть той же участи и Псков и пришел звать праведника с собой. «Насытился ли кровью, зверь кровожадный? - спросил его святой. - Кто может благословить тебя и кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ послал ты в Царствие Небесное, а сам не узришь его. И ещё замышляешь новое кровопролитие». На следущее утро преподобный почил о Господе. Иван Грозный с опричным войском вошел в г. Псков, «...с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй кровь многую пролити» (Псковская летопись). Когда он пришел в келью блаженного Николая Псковского, Христа ради юродивого (память 28 февраля/12 марта) за благословением, тот подал царю кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал ему Иоанн. «Ты пьешь кровь человеческую», - отвечал ему блаженный, - «не трогай нас, прохожий человек, иначе не на чем тебе будет бежать». Царь не послушался и приказал начать грабеж церквей, и тут ему донесли, что пал его лучший конь. Иван Грозный в ужасе бежал из города.
Самим царем и при прямом его попустительстве было казнено множество светских лиц и священнослужителей, в чем-либо не угодивших ему. Во время похода на Новгород казнено не менее 2 тыс. человек, а при разорении Твери — не менее 9 тыс. Большинство обвинений было надуманным или не имело под собой оснований. При этом зверства опричников поощрялись самим царем. Что удивительного в этом, если Иван Грозный, в ярости, убил собственного сына?
Поведение же царя в его брачной жизни было более чем предосудительным. Можно спорить о том, был ли Грозный венчан со своей пятой или шестой женой, но то, что у него было четыре венчания подряд — это несомненно, как и то, что он был венчан со своей седьмой женой — матерью св. благоверного царевича Димитрия. После смерти своей третьей жены Иван Васильевич созвал Собор, на котором доказывал, что его третья жена отравлена боярами, а ему нужен наследник, и потому необходимо жениться в четвертый раз. Собор согласился с этим браком, правда, отлучив царя на три года от причастия. Но к причастию, по свидетельству современников, до конца жизни он уже не приступал, так как ещё до истечения срока епитимии женился вновь (в 1575 г., на пятой жене, после развода с четвертой), и вскоре потом на шестой и на седьмой (в 1580 г.).
Кончина Ивана Грозного также не может считаться кончиной христианина-праведника. Так Летописец Новый (1630 г.) сообщает восприятии Иваном Грозным кометы, как знамения собственной смерти, что выдает в царе человека суеверного. По свидетельству английского посланника Джерома Горсея, Иван Грозный перед смертью повелел привезти в Москву большое количество ворожей и волхвов, чтобы те предсказали ему день кончины. Умер же Иван Грозный за игрой в шахматы, так что чин пострижения в схиму совершался, вероятно, уже над бездыханным трупом, что не соответствует облику праведника. Конкретных свидетельств посмертного почитания царя как святого не существует. Ссылка же сторонников его канонизации на то, что в росписях Грановитой палаты Московского Кремля царь изображен с нимбом, некорректна, ведь в таком виде там изображен целый ряд московских государей. Нимб - византийская традиция, которая свидетельствует о почитании государя как помазанника Божия. Но это никогда не говорило о личной святости. Так, фрески Архангельского собора Московского Кремля изображают всех погребенных в нем до 1508 г. великих князей с нимбами, а все надгробные эпитафии содержат слово «благоверный». При этом далеко не все погребенные князья и цари прославлены Русской Церковью.
Ссылки на то, что «святой царь» стал жертвой «клеветнического заговора», его жизнь оклеветали «жиды и масоны» (которые, по мнению подобных «ревнителей» также «испортили» жития вышеупомянутых святых) не выдерживают никакой критики. Почему же им не «испортить» например жития прмч. Евстратия Киево-Печерского или млад. Гавриила Белостокского, погибших от рук евреев? Получается, что участниками «заговора» оказались руссие летописцы и агиографы, включая свт. Димитрия Ростовского, русские церковные (митр. Макарий (Булгаков), А.В. Карташев и др.) и гражданские (Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев, В.О. Ключевский и др.) историки.
Вот позиция Патриарха Алексия: «В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, «икон» царя Ивана Грозного. Составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей самодержавия пытается самочинно канонизировать тирана, приучить маловерующих людей к его почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви. Если признать святым царя Ивана Грозного и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митр. Московского Филиппа, прп. Корнилия, и многих других умученных царем. Нельзя же одновременно поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?»
Блаженнейший митрополит Владимир: «Те, кто выступает за канонизацию Ивана Грозного, руководствуются явно нецерковными и псевдодуховными соображениями. Это таит большую опасность внести в церковную среду соблазн, посеять недоверие, сомнение, дискредитировать идею святости и стать причиной раскола. Эта идея носит провокационный характер».
Собственно вопрос о прославлении Ивана Грозного — вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. В лице первого царя пытаются прославить не христианина, стяжавшего Духа Святого, а принцип неограниченной политической власти, которая является для организаторов кампании прославления Ивана Грозного высшей духовной ценностью. Они ни во что не ставят голос Патриарха, а также литургическое и церковное предание. Эти люди вносят разделение в церковную среду, самочинно переписывают русскую церковную историю. В конце концов, в сознании людей, охваченных этой пропагандой, делается допустимым нарушение самого главного, что есть в церковных канонах: церковного единства.
Тел. : 7258587. Телефон доверия: 7956125 . missia.od.ua