Эти слова Киприана Карфагенского, сказанные еще в III веке от Рождества Христова, не являются, очевидно, авторитетными для тех, кто устроил самочинный крестный ход 4 ноября «в честь празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.)». Крестный ход предполагалось завершить в парке им.Шевченко чином покаяния.
Обьявления о нем были развешены по городу, в основном возле храмов. Благословения правящего архиерея, митрополита Агафангела, на проведение крестного хода на обьявлении не было. Раздававшие листовки отвечали интересующимся кратко и просто: «А зачем? У нас - Божье благословение!»
Каково же мнение Церкви по этому вопросу?
В докладе на ежегодном епархиальном собрании 24 декабря 2007 г. Святейший Патриарх Алексий осудил «чин всенародного покаяния», который проходит в с. Тайнинское, и отметил, что этот "чин" нельзя считать подлинным церковным делом, т.к. он носит ярко выраженный агитационный характер. Духовенство, принимающее участие в этих действиях, совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия. Кроме того, сам текст чина не соответствует постановлениям Священного Синода, т.к. в нем звучат призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и подобных документов, удостоверяющих личность. "Мы не можем согласиться с текстом "мытищинского чина", т.к. особое место в нем занимает призыв покаяться "за недостаточность" прославления новомучеников и Царской Семьи", - сказал Патриарх Алексий II. По его словам, "искупительный подвиг один - Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел Императора и его Семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно... Со всей ответственностью заявляю, что этот "покаянный акт" недопустим и душевреден. Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому". Также Святейший Патриарх отметил невозможность сравнения этого "чина" с покаянием 1607 года - ведь это было покаянием народа в личных грехах. Святейший Патриарх заявил, что тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана.
На епархиальном собрании духовенства Киевской епархии 26 декабря 2007 г. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир также осудил получивший распространение в последнее время так называемый «чин всенародного покаяния», в котором верующим предлагается каяться в «грехе цареубийства». Под последним понимается участие в грехе убийства российского императора Николая Александровича Романова, канонизированного Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев. На данный чин «нет церковного благословения», сказал Его Блаженство. Он отметил, что все православное богослужение пронизано покаянием, но это покаяние в личных грехах. Покаяния же за грехи, которых мы не совершали, Православная Церковь не знает. «Почему мы должны каяться в убиении императора, если мы его не убивали?» - риторически спросил Владыка. Он также отметил, что если говорить о жертвах большевистского террора, то кровь императора Николая соединяется с кровью тысяч мучеников за веру, павших от рук безбожной власти. Блаженнейший Владыка сказал, что рассматриваемый чин проповедуется «ревнителями» во многих епархиях и призвал священников «деликатно отметать» идею «всенародного покаяния», назвав ее «скорее кощунством, нежели покаянием».
Но «крестный ход» всё-таки прошел. Правда, с большим опозданием. Около 15.45 возле Александровской колонны показалась небольшая группа людей - около 25 человек. Несколько казаков несли хоругви, на одной из которых была «икона» царя Иоанна Грозного. Кстати, «православное казачество» было представлено в лице небезызвестного «атамана» Руслана Запорожского, более года назад отлученного от причастия правящим архиереем, а также разжалованного в рядовые по решению казачьего круга. Сначала прозвучала проповедь некоего мирянина о том, как важны подобные «чины покаяния», а - это, якобы, «благословили все старцы». Информация о том, кто эти старцы (их имена), которые дают благословения, противоречащие мнению священноначалия, так и не прозвучала. Потом каялся Руслан Запорожский, за ним - все присутствующие. К большому сожалению, «чином покаяния», не в своих, но в чужих грехах, грехах предков, руководил клирик Одесской епархии, чем сеял соблазн среди верующих людей.
Итак - «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они...» (1 Иоан 4, 1), не всякое, на первый взгляд благочестивое, начинание действительно является таковым. Собираясь на «чин покаяния», посмотрите внимательно, - за кем вы идете? Это люди, у которых не хватило смирения подчиниться духовному авторитету Матери-Церкви. А кому Церковь не мать, тому Бог не отец...