Наконец настало для апостолов исполнения обещанного им Господом в прощальной беседе: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше». Во время повествования еммаусских путников святому собранию о явлении Учителя, «когда двери были заперты из опасения от иудеев», Сам Иисус стал среди них. Этим явлением в самый день воскресения, Господь, по мысли святого Иоанна Златоуста, «положил основание святому дню Господнему в замену ветхозаветной субботы, которой настал конец». Первыми словами Воскресшего обществу верующих было приветствие мира: «Мир вам!»
Христос Спаситель перед страданиями, прощаясь с учениками, преподал им Свой мир, но состояние апостолов в настоящую минуту нуждалось в подтверждении этого дара: скорбь об утрате Учителя, сознание одиночества и беспомощности среди возбужденных удивительными слухами иудеев страшно обременяли души учеников, и одна только любовь к Распятому, пробудившаяся ранее веры в Его воскресение, могла собрать воедино расточенных овец пораженного Пастыря. Явление воскресшего Учителя, прошедшего притом через запертые двери, несмотря на дарование мира, возбудило сначала в учениках испуг и смущение, - они подумали, что видят духа. Поэтому Господь постепенно убеждает их в великой истине воскресения:
«Что смущаетесь», - спросил, ободряя их, Сердцеведец, - и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги» (Лук. 24, 40). Апостолы невыразимо обрадовались, и эта радость их была тем сильнее, чем глубже и мрачнее была их печаль; явление Победителя смерти для них служило залогом победы Господа над всем, что враждебно Ему и Его последователям; ученики даже боялись поверить своей радости, и такое состояние их было вполне естественно. Желая окончательно рассеять всякую тень сомнений в душах учеников, Господь спросил:
- «Есть ли у вас здесь какая пища?»
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел перед ними.
«Вас не убеждают ни ребра ни раны, как бы говорил Он, - пусть же, по крайней мере, убедит трапеза» (свят. Иоанн Златоуст); при этом Господь по мысли того же отца, «вкушал пищу, не имея Сам в ней нужды, потребляя её Божественной силою с той целью, чтобы исправить немощь учеников». Затем Господь, уничтожая всякую возможность недоумений со стороны Своих учеников, укал им на то, что Его страдания, крестная смерть и воскресение, о которых Он неоднократно предсказывал ранее, - события, от века предопределенные Божественным домостроительством; они окончательное завершение Ветхого Завета, говорящего о Христе:
- «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполнится всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах».
В преддверии совершительного действия обещанного Утешителя Духа, Господь отверз ученикам ум к уразумению писаний. И для апостолов стало действительно ясно, что «так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть и мертвых в третий день и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лук. 24, 47); для просветленного сознания их обнаружилось значение искупительного подвига Христова, открылось в истинном свете все то, чему они были свидетелями, когда сопутствовали своему Учителю, когда видели и слышали то, что услышать и увидеть составляло заветное желание ветхозаветных праведников.
Это первое явление Господа ученикам закончилось вторичным приветствием мира, после чего Воскресший, зная Свое скорое отшествие к Отцу, преподал дело Своего служения спасению людей здесь, на земле, Своим преемникам, - святым апостолам. Иисус сказал им вторично:
- «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».
Сказав это, дунул и говорит им:
- «Примите Духа Святого».
Это дуновение, служившее видимым знаком дарования Святого Духа и посвящавшее апостолов на служение евангельской проповеди, в то же время восстанавливало в человеке помраченный грехом образ Божий.
- «Кому, - сказал Господь апостолам, по даровании Святого Духа, - простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
Впрочем, великое служение, врученное Господом апостолом должно начаться еще не сейчас: ученики должны оставаться в Иерусалиме пока не облекутся «силою свыше», когда сойдет на них Обетованный Утешитель.