При явлении Господа апостолам в вечер воскресного дня не был апостол Фома, иначе называемый Близнец. Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола было не случайно: Промысл Божий этим даровал церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности подтверждение истины воскресения.
Среди святого общества избранных апостолов св. Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование отличался особенной пытливостью ума, мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте. Развитию этой, вообще свойственной несколько меланхолическому характеру апостола, недоверчивости относительно истины воскресения Христа, кроме её чудесности, немало содействовало и пребывание удрученного ученика вне общества последователей Господа Иисуса: апостол предпочитал ему уединение, чтобы на свободе оплакать смерть Учителя. В этом уединении недоверчивость св. Фомы, не находившая противовеса, и достигла тех размеров, о которых позволяет судить ответ его апостолам, когда они с радостью сказали ему, что видели Господа:
- «Если не увижу, - сказал сомневавшийся ученик, - на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Но это неверие, неверие доброе, ведь источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, - под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа:
«после восьми дней (т. е. в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал:
-«Мир вам!»
Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждением учеников и слыша одно и тоже, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время». Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами:
-«Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».
Конечно «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении», чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран воскресшего тела».
Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» прикасается «к открытым устиям внутреннего источника жизни», что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола:
-«Господь мой и Бог мой!», вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика.
-«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», сказал Христос уверовавшему ученику. Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем, ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверования и указать не превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры». Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего, исключая, впрочем апостола Иоанна, который от опустевшего гроба христова унес в собою веру, что жив Господь. «Кажется, - говорит свт. Филарет, митрополит Московский, - можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «ты поверил, потому что увидел Меня», потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает: «блаженны не видевшие и уверовавшие».