«    Июнь 2013    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
"День Ангела"-3 выпуск!
АРХИВ ЖУРНАЛА
популярные
  • В Киеве прошел Крестный ход и состоялись акции протест ...

    В Киеве прошел Крестный ход и состоялись акции протест ...

    25 мая 2013 г. в Киеве прошел Крестный ход и

  • Волонтеры Одесского форума помогают ветеранам

    Волонтеры Одесского форума помогают ветеранам

    Волонтеры Одесского форума помнят о ветеранах,

  • В Киеве состоялся круглый стол на тему «Европейский выб ...

    В Киеве состоялся круглый стол на тему «Европейский выб ...

     16 мая 2013 года в помещении Верховной Рады

  • О неразделенной любви и браке от Бога

    О неразделенной любви и браке от Бога

    Во все времена люди пытались понять, как

  • В плену никотина: я брошу курить, если успею…

    В плену никотина: я брошу курить, если успею…

    Сказать о том, что некурящему человеку весьма

  • Раскрытие «тайн древних предсказаний» или вербовка в се ...

    Раскрытие «тайн древних предсказаний» или вербовка в се ...

    В последнее время в Одессе начали

  • Вышел майский номер «Миссионерского обозрения»

    Вышел майский номер «Миссионерского обозрения»

    В пятом выпуске информационного бюллетеня

  • Радость как источник жизни

    Радость как источник жизни

    В наше время нередко можно заметить вокруг себя

  • Воскресение Христово – таинство нашего приобщения божес ...

    Воскресение Христово – таинство нашего приобщения божес ...

    Православная вера – в первую очередь, вера

  • Миссионерское Обозрение 02.06.13 №20

    Миссионерское Обозрение 02.06.13 №20

    Телепрограмма Миссионерское Обозрение на канале

комментарии
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
rss-новости

Патриаршее служение в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине

17 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине.
обращение
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
телефон
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
облако
 

 

Храмовая архитектура Киева


Сразу после крещения Руси Владимир начинает строительство храмов, и это преобразовывало весь строй городского пространства. Город и храм составляли единство, сакральную территорию, отмежеванную мощными укреплениями от хаоса языческого мира.

Киевские храмы строились из плинфы (плоский кирпич), светло-желтой и очень тонкой.

Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева. Она являлась своеобразным символом церковной политики Владимира, частью ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого на Старокиевском холме. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части. Здание было сложено из блоков, состоящих из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести. Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь была украшена покрытой росписью штукатуркой и изразцами различной формы, сложенными в орнаментальные композиции. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов. Образцом Десятинной церкви послужила Фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем династии, к которой принадлежала жена Владимира и ее братья. Таким образом, Успенская церковь символически соединяла Киев с династической и церковной традицией Византии.

 

О храмовом зодчестве

 

Активное храмовое строительство ведется в это время и в Чернигове. Обосновавшийся там Мстислав задумал придать Чернигову великолепие столицы. Он начинает строительство пышного дворцового комплекса, центром которого задуман огромный по тем временам Спасо-Преображенский собор. Это пятиглавый трехнефный трехапсидный крестово-купольный храм, возведенный приглашенными из Византии архитекторами; интерьер задумывался богато украшенным фресками, мозаикой, привозными мраморными колоннами, резными шиферными плитами. Собор предназначался для митрополита Руси. Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения.

О храмовом зодчестве

 

В ответ на это Ярослав разворачивает в Киеве строительство, значительно превосходящее черниговские масштабы. Это касается и перепланировки города, и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся), и не в последнюю очередь возведения храмов. По словам С. Цветкова, "если Мстислав в своем стермлении превзойти дворцовый комплекс Владимира состязался, в сущности, с прошлым, то Ярослав созидал будущее… Обновленному городу Ярослав дал новое сердце, как в топографическом, так и в духовном смысле".

Речь идет о Софии Киевской (начало XII в.; по другим данным, строительство окончено в 1037 г.), призванной затмить величие Спасского собора в Чернигове.

О храмовом зодчестве

Это был пятинефный, пятиапсидный 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав — боковые пространства и огромные хоры. Храм был обнесен двухэтажной галереей. До нас он дошел перестроенным до неузнаваемости в формах украинского барокко, но представление об его архитектуре можно получить по похожей на него Софии Новгородской, а также Софии Полоцкой (середина XI в.).

Примерно в то же время строятся еще две каменные церкви, меньших размеров — Святого Георгия и надвратная Благовещенская над Золотыми воротами.

В целом пространственная организация Киева времен Ярослава должна была воплотить идею о странствующем граде ("перенос Иерусалима"), популярную на православном Востоке, согласно которой после того, как Иерусалим утратил свою роль в спасении человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь, ставший теперь олицетворением Небесного Иерусалима (Юстиниан I в VI веке привел городскую структуру в соответствие с этой идеей: собор Софии Премудрости Божией в центре столицы, Золотые ворота, через которые в город должен войти Христос, и т.д.). Ярослав наделяет Киев чертами "нового Царьграда": строит собственные Золотые ворота, храм Святой Софии и вручает город покровительству Богородицы. Но он старается не подражать внешне Константинополю, а перенимать глубинную духовную символику. Вместе с тем сакрализация Киева преследовала и вполне определенную политическую цель: воспрепятствовать духовному росту Чернигова, куда предполагалось перенести митрополичью кафедру. Неизвестно, чем кончилось бы соперничество двух князей, не умри Мстислав в 1034 или 1036 году.

Вообще, очень многие храмы Киевской Руси были сильно перестроены, как София Киевская, или вообще не дошли до нас. Последнее относится к Успенскому собору Киево-Печерского монастыря (1073-1077), собору Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113). Из значительных памятников остались Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор Выдубицкого монастыря (1070-1088), церковь Спаса на Берестове (середина XII в.).

Архитектуру этого периода, и не только киевскую, относят иногда к стилю монументального историзма, подразделяющемуся на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. Для соборных жанров характерны многонефность, круговые галереи, равномерный ритм фасадных членений и закомар. Образность архитектуры величава, символика многосложна, функция — государственна. Начало этому жанру положил Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке (ок. 1160); его яркие представители — София Киевская, как и София Новгородская, владимирскийУспенский собор; конец — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Башнеобразный жанр представлен небольшими четырехстолпными сооружениями без круговых галерей, без фасадных башен, как правило одноглавыми, имеющими сложные пучковые членения. Большое значение приобретает фасадный декор. Функция этих храмов — придворно-княжеская, образность — неканоническая.

К середине XII века Русь пришла в состояние раздробленности. Рост городов, ставших крупными экономическими и административными центрами, превращение вотчинных владений в независимые от великого князя оказывали влияние на обособление архитектурных школ. Ослабление Киевского княжества сказывается на общем строе архитектуры. Так, исчезает кладка со скрытым рядом, ставшие гладкими стены украшают аркатурные пояски, ленты поребрика, уступчивые порталы, кресты и треугольники на плоских лопатках. Здания иногда штукатурятся. Наряду с шестистолпными появляются четырехстолпные храмы, не имеющие с западной стороны нартекса. Вместо лестничных башен устраиваются лестницы в толще западной или северной стены. Хоры остаются только в западном нефе. Мозаики исчезают, остается только фресковая живопись.

О храмовом зодчестве

Осенью 1240 года Киев был разрушен монголами, после чего начинается упадок Киева. Центр политической и экономической жизни Руси переместился на север.

В русле киевских традиций развивалось в середине второй половины XII века зодчество Чернигова, Переяславля, Волыни, Смоленска и Рязани. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В XII веке на смену "полосатой" кладке приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами. В черниговской церкви Параскевы Пятницы при помощи системы подпружных арок и ложных декоративных закомар был решен удивительной простоты архитектурный образ стремительного движения ввысь при сохранении традиционной схемы четырехстолпного трехапсидного храма. Храм является модификацией уже найденного образа нарастающего движения. Этот же принцип применен в смоленском соборе Архангела Михаила (80-90-е годы XII века), с его кубической формы основным зданием, как бы вознесенным над тремя притворами. устремленность ввысь подчеркнута пучковыми пилястрами сложного профиля. В Смоленске работали строители из Византии, Балкан, романского Запада. Такое же разнообразие контактов характерно и для галицко-волынской школы Смоленска. Она возведена князем Давидом Ростиславичем в конце XII века. В тем времена она считалась самым изысканным и богато украшенным храмом на севере Руси. Динамическая устремленность вверх отличает Свирскую церковь от более ранних памятников. Эта особенность проявляется благодаря вертикализму форм, высоко поднятому барабану. Некоторые исследователи даже отмечают в ней готические черты. Впоследствии храм не раз перестраивался и все-таки дошел до нас почти в первозданном облике. Сохранились и фрагменты фресковой росписи XII века. Церковь Михаила Архангела начинает новый этап в смоленской архитектуре, и в городе один за другим появляются храмы, заимствующие ее конструктивную схему.

 

Храмы Новгорода и Пскова


Ранненовгородское строительство связано опять же с именем Ярослава, который больше интересовался Киевом, но тем не менее и в Новгороде строит ряд значительных храмов, включая Софию Новгородскую.

Особенности новгородской архитектуры — это особенности структуры и декора древнерусского храма: кубовидность, пятиглавие и одноглавие, луковичная и шлемовидная главы, трехлопастное завершение фасадов, украшение барабанов рядами арочек, треугольничков.

Новгородские церкви раннего, домонгольского периода зодчества относятся к XI — XII векам. В XII веке в городе не было выстроено ни одного каменного здания. Очевидно, это связано с ведущейся в это время борьбой с немецкими захватчиками. Более поздний период зодчества начинается с XIV века.

В Старой Ладоге (Георгиевский собор) вырабатываются принципы, которые воспримет Новгород. Это компактные сооружения с тремя пряслами, восемью окнами в барабане, постоянным набором декоративных элементов, изломом на углу.

К XI веку относятся первые каменные постройки Новгорода. Среди них Софийский собор, сооруженный в 1045 — 1050 годах теми же мастерами, что строили Софию Киевскую. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. Это 5-купольный 5-нефный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней; кладка используется византийская. От Софии Киевской новгородский храм отличается строгостью не только в экстерьере, но и во внутреннем убранстве, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо плинфы используется местный известняк, кирпич применен лишь в сводах и арках.

При сооружении церквей в Новгороде, как и в других городах, использовался белый строительный камень и плинчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости — Антониев и Юрьев.

О храмовом зодчествеО храмовом зодчестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северо-Запад России в силу своего географического положения на окраине русских земель испытывал разнообразные художественные влияния. Начиная с XII века лицо Новгорода стал определять торгово-ремесленная среда. Княжеские вкусы проявляются в первых постройках начала XII века, возведенных мастером Петром: Благовещенском, Николо-Дворищенском и Георгиевском соборе Юрьева монастыря.

О храмовом зодчестве

Эпическая мощь, величие и простота конструктивного решения, монументальность форм, высота и неприступность стен.

Но типичным храмом феодальной поры становится небольшая кубической формы одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые бывают понижены, — например, как церковь Спаса на Нередице 1198 года, постороенная князем Ярославом Владимировичем на городище.

Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду относятся остатки раскопанного административного и политического центра Новгорода — Ярославова дворища, где до XII века жили новгородские князья, а после того как им было запрещено жить в пределах города, стало собираться вече. В его ансамбль входят Николо-Дворищенский собор (1113), церковь Св. Жен-мироносиц (1508), церковь Св. Прокопия (1529), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Во второй половине XIII — начале XV века строятся в основном небольшие, четырехстолпные одноглавые храмы близкие к кубической формы, рассчитанные на небольшой приход. Декор их определяют купеческие вкусы. Фасады покрываются маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, выложенными из кирпича крестиками.

Например, церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) — одноглавая церковь купеческого типа, сложенная из крупного известняка и с кирпичным декором. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшены бегунцом, нишами-розетками, аркатурным фризом, апсида декорирована вертикальными тягами-валиками.

О храмовом зодчестве

В XIV-XV веках в архитектуре выделяются две стилистические линии, названные Грабарем аристократической и мужицкой. Их объединяет идея храма-дома (а не храма-Вселенной, как в монументальном историзме). Для князей это храм-дворец (Успенский собор в Звенигороде), для выдающихся пастырей — храм-мавзолей (Саввино-Сторожевский монастырь, Троице-Сергиева лавра), для бояр и купцов — храм-дом, храм-молельня (псково-новгродские храмы этого периода). Заземление функций сопровождается заметным упрощением объемов, нивелируются даже культовые признаки. Происходит сближение храма с человеком. Характерны расчленение фасадов на два яруса резными поясами, ориентация порталов на масштаб человеческой фигуры, появляются некоторые признаки ордерности. Эти храмы можно считать родоначальниками русского Предвозрождения. Некрасов назвал этот стиль "пластическим", Лихачев — "эмоционально-экспрессивным", или стилем "абстрактного психологизма" (имея в виду прежде всего, конечно, литературу, но характеристика стиля именно в том, что он проявляет себя во всех видах искусства). Для этого периода вообще характерно внимание к внутреннему миру человека, сознание бессилия выразить свои возвышенные представления, ирония над усилиями человека достичь недосягаемого, интерес к личной человеческой судьбе, эмоциональный субъективизм. Особенно это проявилось во внутреннем пространстве храма, где с появлением иконостаса исчезла прежняя вселенская открытость, но наметилось движение в сторону человеческого восприятия небесной иерархии — хотя все это происходит еще робко.

О храмовом зодчестве

Псков первоначально входил в состав новгородских земель, затем в середине XIV века стал самостоятельной республикой и крупнейшей крепостью на западе Руси. В силу его географического положения там развивается в основном крепостное зодчество, но и каменных храмов строится немало. Тип псковской церкви сложился в течение XIV-XVI веков на основе греческих образцов. В плане он квадратный или прямоугольный. С выступами у восточной стены. Апсид, чаще всего три, они разновысоки, иногда асимметричны. Для большей устойчивости псковские мастера иногда заваливали внутрь построек стены или места их сопряжений. Псковский храм, как и новгородский, имеет одну главу и относительно небольшой, приземистый, обширный в нижней части, имеет подцерковья, подклети. Его особенность — полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками ("на 16 скатов", позже число скатов сократили до восьми и четырех); основной объем обстроен множеством приделов, галерей, массивных крылец на столбах. Характерный конструктивный элемент — круглые столпы. Поверхности стен псковских храмов будто бы вылеплены от руки, у них небольшое количество архитектурных деталей — валиков, арок на апсидах, прямоугольных бровок; трехрядные пояса из квадратов и треугольников украшают карнизы купольных барабанов, апсидные карнизы тоже украшаются утопленным поясом из простых геометрических фигур. На алтарных апсидах — вертикальные валиковые разводы, соединенные сверху дугами. Иногда барабаны были украшены цветными изразцовыми поясами. Стены и внутренние столпы псковских храмов толще, чем у новгородских.

 

Около 1156 года за городской чертой возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — с сильно подчеркнутой крестово-купольной схемой плана, с массивным, несоразмерно тяжелым куполом на столь же широком барабане. Резко пониженные боковые апсиды, подчеркивающие центральное простанство, свидетельствуют об определенном греческом влиянии. На его связь с новгородскими традициями указывает строительный материал — плинфа, слои которой чередуются с кладкой из местного известняка. Первоначально храм имел в верхней части крестовообразную форму и позакомарное покрытие основного объема, пониженные западные углы имели плоские двускатные крыши. Но вскоре углы были надстроены, фасады выровнены по высоте. Разновысокие арочные деления на северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора. Вершиной храма служит алтарная апсида — объемная, мощная, достигающая высоты основной стены. Опорных столбов храм не имеет, крупный барабан держится на стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а южной — на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола выложен выступающий арочный пояс, глава — луковичной формы, несколько сплюснута.

О храмовом зодчестве

Культурное возрождение, начавшееся в XIV веке, охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси появляются однородные элементы в архитектуре каменных зданий. Но наиболее благоприятная почва сложилась в Новгороде. В это время там строится много церквей, простых по конструкции — четыре столба поддерживают единственный купол: церковь Успения на Волотовом поле,церковь Федора Стратилата на Торговой стороне, церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Все они просты по архитектуре, сложены целиком из камня или камня и кирпича.

Церковь Николы на Усохе (1536) — образец псковской архитектуры XVI века. Это одноглавый четырехстолпный храм, с притвором рядом с северным приделом, над которым возвышается опирающаяся на центральную часть главной стены мощная звонница. На широком барабане придела крупная глава с жестяным покрытием; другая — с деревянным покрытием глава венчает основной храм. Верхний пояс обоих барабанов украшен традиционным псковским орнаментом. С южной стены к боковой апсиде примыкает часовня "Неугасимая свеча", названная так по постоянно горевшей перед иконой Николая Чудотворца в глубокой нише в северной стене свече или лампаде.

О храмовом зодчестве

Похожа на этот храм церковь Василия на Горке, сооруженная, по одним сведениям, до 1413 года, по мнению других исследователей, в середине XVI века: та же общая конструктивная схема, тот же псковский орнамент из геометрических фигур, украшающий барабан и апсиды. В XIX веке храм был подновлен: выровнено позакомарное покрытие, растесаны окна двух апсид главного алтаря и северного придела, ликвидирована привходовая пристройка с запада, подобная часовне при церкви Николы на Усохе.

В XV-XVI веках псково-новгородские мастера становятся известны далеко за пределами своей земли, их приглашают на строительство во многие русские города, в том числе в Москву.

 

Памятники Владимиро-Суздальской земли


Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский "звериный стиль", а в некоторых случаях видны романские влияния.

Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических — чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Он должен был стать оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей. Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. Андрей пожаловал собору десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его киевской Десятинной (тоже Успенской) церкви. В конце XII века внешнее решение собора переделывается: он обстроен дополнительными галереями, стены растесаны и соединены с боковыми частями. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга.

В 1164 году были возведены Золотые ворота с надвратной башней, увенчанной церковью Положения Риз; назначение их было двояким: парадным и декоративным. Расположены они при въезде с юго-запада на главную часть Владимира, выводившую к дворцово-храмовому ансамблю. Такая организация городского пространства восходила к богословским представлениям об идеальном Небесном Граде и являлась отличительной чертой двух столиц, претендовавших на роль Нового Иерусалима: Константинополя и Киева. Таким образом, Андрей Боголюбский, ставя свой город в тот же ряд, на языке архитектуры заявлял, что Владимир должен занять место "матери городов русских", больше не способной, по мнению Андрея, выполнять миссию Божьего Града в Русской земле.

Андрей основал под Владимиром город-замок, за что получил прозвание Боголюбского. Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165) отличается роскошью. Купол расположен не на столбах, а на круглых колоннах, завершающихся золочеными капителями. Стены были покрыты фресками, а над крепостной стеной возвышаются золотая главка и две лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца. Интересно, что Боголюбово находится от Владимира примерно на таком же расстоянии, как Вышгород от Киева, что указывает еще на одну попытку Андрея приравнять Владимир к Киеву.

О храмовом зодчестве

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента — "Страшный суд" и "Рай".

Еще один памятник владимиро-суздальской земли — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой — сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

О храмовом зодчестве

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные ихзображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

 

Раннемосковское зодчество


В Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.

Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

О храмовом зодчестве

Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.

Яркий пример раннемосковской архитектуры — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым.

О храмовом зодчестве

В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой феодальной войной. В 1470 году Иван III женится на Софье Палеолог, с которой в Москву попадают греки-строители; также Иван приглашает итальянских мастеров. В это время развивается теория Москвы как третьего Рима, в связи с чем, в частности, идет активное строительство и реставрация. Уже упоминавшийся нами подрядчик Василий Ермолин организует строительство в Московском Кремле, возобновляет храмы на Воздвиженке, на Торгу, а также во владимиро-суздальской земле. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве.

С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции; также их приемы переосмысливают местные мастера. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Отличительной московской деталью стали килевидные кокошники вокруг барабана главы, что придавало зданию динамичность и объемность; средняя арка фасада возвышалась над боковыми.

В 1474 году Иван III велел строить в Кремле Успенский собор по образцу владимирского, но шире и длиннее.

О храмовом зодчестве

Из Италии был приглашен Аристотель Фиораванти. Он возвел собор из белого камня и специального, особо прочного кирпича. Четырнадцать равных по ширине и высоте прясел завершались одинаковыми полукружиями закомар. Длина собора почти равна ширине и достигала 40 м. В храме не планировалось галереи. Храм был разбит на 12 равных квадратов, сторона которых равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Апсиды были вдавлены в массив здания, боковые апсиды заполнялись пилонами, лишь среднее полукружие воспринимается как продолжение нефа. Элементы Успенского собора Московского Кремля затем часто цитируются, как в постороенном итальянцами Спасо-Преображенском соборе в Ярославле — там круглые окна, ордерные элементы на русской основе; Лужецком монастыре, Успенском соборе Дмитрова. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре (середина XVI в.) тоже типа московского, но колонны не круглые и имеется оригинальный пятичастный алтарь. Или Успенский собор в Ростове (шестистолпный, три прясла на центральном фасаде и на боковых, аркатурно-колончатый пояс), который отличает ясность и пропорциональность.

В 1484 году закладываются две церкви — Ризоположения и Благовещения, построенные псковскими мастерами. Ризоположенская церковь стоит на небольшом подклете. У нее три прясла, килевидные завершения стен и вытянутая, поставленная на восьмигранный пьедестал главка, декоративные пояса из терракотовых плиток. Благовещенский храм строился до 1489 года. Он трехглавый, среднюю главу обступают килевидные кокошники, все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами. Между соборами заложена "Большая" палата, построенная Марко Фрязином, — почти квадратное в плане здание, нижний этаж представляет подклет, верхний — помещение с центральным столбом посередине, на который опирались крестовые своды. Внешний облик палате придал Пьетро Антонио Солари, облицовав ее белым граненым камнем (отсюда ее название — Грановитая). Венчала палату четырехскатная кровля, фасады были ярко раскрашены. По диагонали шла трехмаршевая лестница с площадками, украшенными головами львов.

В начале XVI века сооружен Архангельский собор. Его создатель Алевиз Новый выделил центральный квадрат здания, как это делали русские зодчие. Сдвинутые к востоку купола перевешивают западную часть здания. Фасады богато украшены. Необычно выглядели круглые окна западного фасада, раковины в тимпанах и выточенные из камня сосуды на закомарах. Собор был обстроен с трех сторон арками-галереями.

Церковь Иоанна Лествичника 1505 — 1508 годов возводилась под руководством Бона Фрязина. Достигавшая 70 метров в высоту церковь состояла из трех ярусов. Массивный барабан надстроен в 1600 году, после чего за церковью закрепилось название Иван Великий.

Во времена митрополита Алексия, Дмитрия Донского и Василия I ведется строительство не только в самой Москве, но и в Коломне, Серпухове, Звенигороде. Успенский собор на Городке (ок. 1400) напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры четырехстолпный, здесь еще более сильное смещение барабана к востоку, нет хор, типичные раннемосковские капители, три яруса резных поясов.

Одна из первых сохранившихся московских построек — церковь Трифона в Напрудной слободе (1492).

О храмовом зодчестве

Здесь новый свод — крещатый бесстолпный. Обломы (изменение толщины стены) и вертикальные элементы четкие в соответствии с итальянской школой. Однопролетная звонница на углу нарушает рациональность. Русский элемент — пояс кокошников у основания барабана, килевидные завершения прясел и портика; шлемовидный купол. Тем не менее это еще не собственно Москва, а копирование псково-новгородских мастеров.

К середине XV века территория Московского княжества охватывает почти всю Северо-Восточную Русь.

С XVI века искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее прослеживается регламентация. Москва в это время — оплот русского православия. В мышлении человека появляется вера в разум, силу слова и убеждения, стремление к преобразованию общества на разумных началах, идея изначальной разумности мироустройства. Это создает почву для архитектурного новаторства.

О храмовом зодчестве

С усилением Москвы идеал умеренно-гармонизированного "личного храма" исчезает, появляется архитектура, названная Лихачевым "вторым монументализмом". Можно отметить ренессансные архитектурные мотивы в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Возникает много посадских храмов, по форме близких к псково-новгородским, но с использованием ренессансных традиций. Есть и другие тенденции в архитектуре: сочетание московско-владимирских традиций плюс ориентация на собор Спасо-Андроникова монастыря; также сильно итальянское влияние. Это время характеризуется расцветом столпообразного и особенно шатрового типа храмов не только с ренессансными, но и готическими чертами, выражающими дух новаторства и национального подъема. Архитекторы отказались от прямоугольных оконных проемов, от угловых лопаток, заменив их более стройными ордерными пилястрами, использовали многопрофильные карнизы, отделяющие закомары от четверика.

О храмовом зодчестве

Одним из сооружений нового типа стала церковь Вознесения в Коломенском. Она выстроена из кирпича, архитектурные детали — из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части — стоящий на подклете четверик, затем восьмерик и шатер с плоской главкой. По своей высоте в 62 метра она превосходила все сооружения русской архитектуры того времени. Церковь была квадратной в плане, имела выступы со всех сторон, равные по ширине половине стороны квадрата основания. Здание не имело апсид, внутреннее пространство незначительно, церковь окружала широкая терраса — гульбище.

Рядом с шатровым в культовом зодчестве продолжает развиваться тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного, громадного по размерам (Софийский собор в Вологде, Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре).

Покровский собор 1551 — 1560 годов (Барма, Постник) стал памятником победы над Казанью. Иногда его называют первым значительным памятником собственно раннемосковской архитектуры. Первоначально здание не имело наружной яркой окраски, не включало придел Василия Блаженного и шатровую колокольню, галерея вокруг здания была открытой. Архитекторам поручалось возвести восемь церквей, посвященным тем святым, в дни которых шли бои за Казань. Однако была добавлена девятая — башня, где не проводилась церковная служба, напоминающая церковь в Коломенском. Между четырьмя угловыми церквами поставлены ориентированные по сторонам света высокие восьмигранные башни.

Активно ведется строительство и в других городах: 1543 — Александрова слобода, 1530-е годы — Успенский монастырь в Старице, середина XVI века — Архангельский собор в Микулине (впрочем, некоторые исследователи относят его к XIV веку) и т.д.

О храмовом зодчестве

Так, Успенский собор в Старице сооружен в 1530 году. В плане это прямоугольник, южный его фасад разделен на три части пилястрами и капителями. К западной стороне позднее пристроен четырехколонный потрик с фронтоном. В конструкции собора отразились две школы — портал и пояс из удлиненных колонок повторяет московский Успенский собор, а разновысокие закомары и колонки аркатурного пояса говорят об увлечении поздними псково-новгородскими формами.

В годуновское время строятся храмы различные по конструкции: пятиглавые (церковь в селе Вяземы), бесстолпные (церковь в Хорошеве, до 1598), шатровые (церковь Преображения в селе Остров).

Церковь Преображения в с. Остров — тип сооружения, где органично слились формы деревянной русской архитектуры, элементы итальянской архитектуры кремлевских соборов и отзвуки североевропейского зодчества. На крещатое в плане башнеобразное основание с сильно выступающими лопатками поставлен восьмерик, а на него — относительно низкий шатер. Места переходов между ними декорированы более чем 200 кокошниками. Особенно красивы круглые окна — люкарны, заключенные в лучистую розетку.

Храм в с. Большие Вяземы (1600) первоначально был освящен как Троицкий; в подклете была церковь Николая Чудотворца с престолами Бориса и Глеба и Казанской Божией Матери. Позднее храм переосвящен во имя Преображения Господня. Это четырехстолпный пятикупольный храм, на высоком подклете, с поясами кокошников в основании барабана. Кирпичная белокаменная звонница современна храму.

О храмовом зодчестве

Храмовая архитектура, как известно, претерпевала многочисленные стилистические изменения, отражая все сложные и подчас трагические духовные трансформации, которым исторически подверглась русская культура, пока, как многим представляется и по сей день, совершенно неожиданно не возвратилась к своим исконным классическим формам в творчестве Алексея Викторовича Щусева, казалось бы, в самую неподходящую для этого эпоху.

Однако еще большего преклонения заслуживают те православные русские люди, которые задолго до Лобачевского и Флоренского и во многом превосходя строителей пирамид в своем понимании Божественной гармонии не только Архитектора вселенной, но и Спасителя мира и человека, сумели запечатлеть ее воистину небесные черты не только в камне, но (что является несравненно более значимым) в своем сердце, правильно поняв, что всякое самоограничение и аскетизм являются главной основой духовного преображения и воскресения. За что, по слову апостола, «похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2, 29).

 

Предыдущая страница | Страница 2 из 2
теги:
   Просмотров: 1941   Комментариев: 0   Распечатать   
Добавить комментарий