Если бы Адам и Ева совершенно не различали добра и зла, то им нельзя было бы вменить и ответственность за грех. Несмотря на то, что личного опыта вхождения во зло у первозданного человека не было, он обладал способностью различать, что приближает к Богу и что удаляет от Него, что угодно Богу, а что нет. Началом отступления первых людей от Господа стало их стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога. В этом и заключается сущность первородного греха – это союз с диаволом на уровне ума. Человек добровольно принял мысль врага: «Я хочу так, Я думаю так, Я чувствую так. И мне все равно, что считает Господь Бог». Как следствие грехопадения для людей стало невозможным общение с Богом как Источником жизни; человеческое естество стало тленным, то есть подверженным скорбям и болезням. Чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества, Бог делает недоступным для людей рай с древом жизни и попускает для рода человеческого смерть, не давая, таким образом, вечно возрастать в грехе и уподобляться демонам.
Потомки прародителей не несли на себе ответственность за первородный грех, но наследовали те изменения‚ которые произошли после падения в природе человека.
По Своему милосердию Господь дал людям надежду на спасение, пообещав, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Благодаря этому обещанию люди могли веровать в грядущего Спасителя. А поскольку большая их часть забывала обещание Божие, Бог неоднократно повторял его в пророчествах.
По словам святого апостола Павла, весь ветхозаветный закон был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» ( Гал.3:24; Евр. 10:1). Наиболее емким прообразом Воскресения Христа являются события ветхозаветной Пасхи – исхода евреев из Египта. Так, ангел, видя знаки крови пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходит мимо, из-за чего еврейские первенцы спасаются – это есть прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Само слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах», дословно означающее «проходить мимо».
Но кого ожидал встретить Израиль в лице обетованного Мессии?
Ответ содержится в истории многострадального Иова, который, по попущению Божию, подвергся поражающим наше воображение испытаниям. Однако самым мучительным, самым невыносимым для Иова в его положении стали не страдания сами по себе, а то, что он никак не мог осмыслить действия Бога. Иов был твердо убежден в своей праведности и не знал за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Божия. Действия Бога были для него непостижимы. Между Богом и человеком не было никакого связующего звена, поэтому Иов никак не мог «объясниться с Богом», и это делало его положение особенно отчаянным. «Кто сведет меня с Ним?.. нет между нами посредника, который положил бы руку на обоих нас» (Иов 9:9), – восклицал Иов.
Этим связующим звеном и стал для рода человеческого Сын Божий, объединивший в себе божественную и человеческую природы, возродивший наше естество от тления и сделавшийся для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена.
Примирению человека с Богом послужила вся земная жизнь Спасителя, но особое место в деле искупления занимает Его крестная смерть. Единственным способом победить смерть было позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места. Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не удержали Его, потому что не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть.
«Если Воплощение есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то крестная смерть есть освобождение от проклятия как следствия греха», – объясняет греческий богослов Христос Яннарас. Иисус Христос приносит жертву Святой Троице, тем самым уничтожая власть диавола.
Состояние, в котором Иисус Христос был после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад.
Святитель Григорий Нисский трактует искупление так: Христос, чтобы выкупить людей, предлагает сатане Свою собственную плоть, «спрятав» под ней Божество; диавол бросается на нее как на приманку, но глотает вместе с приманкой «крючок», то есть Божество, и погибает.
Ослепленный жаждой заполучить душу Сына Божия, сатана не распознал его божественную природу. Ад обманулся: он думал заполучить свою законную дань – человека, но вдруг обнаруживает, что в него вошел Сам Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы – Отец Света.
Господь разрушил врата ада и проповедал благую весть заключенным там душам. Но не все они вышли за Христом в райские обители. По словам папы Римского Григория Двоеслова, Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец» (1 Ин 2:4); «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
И вот, когда власть смерти была разрушена, а рай снова открыт для человеческого рода, совершается важнейшее событие – Воскресение Христово. Отец Даниил Сысоев определяет сердцем Евангелия слова апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3). Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос «воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6:9). Воскресение Христово – не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия.
Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения божественной жизни, бессмертия и нетления. Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить.
Подготовила Анна Шепида под руководством игумена одесского Свято-Ильинского мужского монастыря Иринарха
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов