Иcпокон веков тема счастья для человека остаётся излюбленной, так как овеяна некой тайной. Древние философы и знатные психологи в разное время пытались вывести «формулу счастья», ответить на извечный, спорный вопрос о его источнике и способах продления. Вся человеческая поэзия дышит мечтой о бесконечном счастье и блаженстве. Заданная тематика имеет весьма обширный характер и будет уместно сделать её небольшой очерк.
Что же такое счастье? В широком смысле слова - это момент наивысшего душевного подъёма, глубокого удовлетворения от достигнутой цели или обладание долгожданным предметом. Но цели и желания у людей разные, потому и понимание счастья у всех своё. Во время войны счастьем было просто выжить, в мирное время самого физического существования недостаточно. Для наркозависимого человека подменой счастья становится очередная доза. Отсюда возникает субъективность суждения темы.
Психология не даёт единственного определения понятию счастья, рассматривая его с позиций разных экспертов. Согласно Майклу Аргайлу (английский специалист в области социальной психологии XX века), счастье — это основное измерение человеческого опыта, которое включает в себя позитивный эмоциональный настрой, удовлетворённость жизнью, а также когнитивные аспекты, как оптимизм и высокая самооценка. По мнению этого психолога, люди преклонного возраста чувствуют себя счастливее остальных, а у религиозных людей особые аспекты благополучия.
Создатель позитивной психологии Мартин Селигман обозначил своё понимание счастья, составляющими которого он назвал индивидуальный диапазон – генетически заложенный уровень счастья, который остаётся относительно стабильным всегда и определяет благополучие человека на 50%; внешние жизненные обстоятельства, такие как семья, повседневная деятельность оказывают влияние на 10%; факторы, поддающиеся волевому контролю, то есть сознательные действия, которые человек может предпринять - определяют счастье на 40%. Селигман считает, что возраст, по большому счёту, не влияет на уровень радостных переживаний. Мнения психологов весьма индивидуальны, с чем-то можно согласиться, а некоторые суждения подлежат сомнению.
Большинство древних философов имели объективное представление о счастье. Аристотель писал: «счастье есть деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Боэций объяснял, что это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ, а Сократ полагал, что только высокоморальный человек достоин высших радостей, так как счастье – это содержание благоразумного, добродетельного бытия. Древняя философия рассматривает его как высшее благо в жизни человека.
Можно ли измерить позитивные душевные колебания? Сомнительно, но технически возможно. Данные об уровне счастья в разных странах, которые предоставляют международные организации, нередко отличаются. Но если смотреть на ситуацию в целом, то следует вывод, что его степень далеко не всегда зависит от благосостояния, экономической или политической обстановки страны. Так, по сведениям Фонда World Value Survey за 2010 год, третьей страной по числу самых счастливых людей стала Колумбия. Удивительное явление, учитывая политическую нестабильность, наркоторговлю и высокий уровень безработицы в этой стране. В то же время, социально-стабильные и прогрессирующие США заняли шестнадцатую позицию этого рейтинга. Все понимают, что счастье не может заключаться лишь в дорогих апартаментах, качественной еде и мимолётных удовольствиях. Но, несмотря на это, постоянная реклама комфортной жизни кричит нам об обратном, подменивая истинные ценности фальшивыми.
Человек - существо сложного душевного устройства и требует соответственной пищи. Слова раннехристианского философа III века Тертуллиана о том, что душа по своей природе христианка, очень верны.
Счастье человека, который имеет истинную веру и ведёт соответственный образ жизни, отличается от мирских его представлений. Оно более полное, совершенное. В христианстве чаще используется слово «радость». Апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь (1Фес.5:16). Душа инстинктивно тянется к свету, вопреки горю и жизненным разочарованиям, но не может удовлетворить свои стремления сполна. Земные образы счастья слишком тесны и кратковременны, они никогда не вместят всей человеческой души. Лишь тенью воспоминаний об утраченном рае скользят по нашей жизни вспышки счастья. В земной жизни человек постоянно томится чувством незавершённости: недолюбил, не нарадовался, не успел и т.д. Митрополит Филарет Московский пишет: «Радость земная проникается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворенность земного и потребность лучшего». Только в Господе можно обрести подлинную радость, потому что он совершенен, а Его прикосновение наполняет душу содержанием. «Я есмь путь и истина и жизнь!» - возвестил Христос.
Беседуя с самарянкой, которая пришла набрать воды из колодца, Господь сказал: …всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 13-14).
Земные радости, конечно, украшают жизнь, несут облегчение заботам – это одно из проявлений милости Божией, но они быстротечны. А духовная радость рождается вместе с человеком и не кончается уже никогда. Но только узкими вратами надлежит войти в жизнь вечную. Если сумеет человек обуздать свои страсти, не растерять драгоценного жемчуга истинной веры и любви, то уже во временной жизни будет иметь радость и крепкий дух.
Православный христианин доверяет Божьему промыслу, потому уныние не побеждает его, а ожидание предстоящей встречи с Небесным Отцом поддерживает бодрость духа. Евангелие утешает нас следующими словами: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
Алина Бортняк
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов