О том, как складывались отношения Церкви и государства, чем отличаются церковно-приходские школы от воскресных, о возрождении церковного образования после десятилетий советской власти и о становлении приходской воскресной школы Свято-Троицкого собора беседуем с его настоятелем протоиереем Виктором Петлюченко.
Церковно-приходские школы – Церковь помогает государству
Отец Виктор начинает беседу с обширного экскурса в историю, рассказывая о взаимоотношениях Церкви и государства. Отношение государства к Церкви всегда было больше потребительским, чем благоговейным, говорит отец настоятель: «В дореволюционное время Церковь, как ни странно, использовали намного больше, чем сейчас у нас в предвыборной кампании. Тогда она вообще часто стояла на позиции защиты властиимущих». В то же время должного внимания к образованию, к детям, по словам отца Виктора, не было: «Не только у нас, к сожалению. У всех людей на Земле нет надлежащего отношения к подрастающему поколению. Дети – не что иное, как наше будущее. Через какое-то время мы будем жить так, как их воспитывали».
И вот, как результат взаимодействия Церкви и государства, в девятнадцатом веке в Российской империи появляются церковно-приходские школы, дающие начальное образование. «Особенно в сельской местности за недостатком средств для образования народа обратились к Церкви, чтобы она, проповедуя о Христе, спасении и благодати Божьей, учила людей и общеобразовательным наукам, – говорит отец Виктор. – Иногда они входили в конфликт – например, в вопросе о теории происхождения видов (кстати, Библию, первые главы Бытия, тоже проходили)… Но в любом случае в то время для большинства пять классов церковно-приходской школы были единственной возможностью получить хоть какое-то образование. Как таковых школ, как у нас сейчас, тогда не было».
К слову, в июне текущего года по благословению Владыки Агафангела и по инициативе народного депутата Украины Сергея Кивалова в Одессе началось строительство первой в Украине церковно-приходской школы. «Дай Боже, чтобы эта школа действительно была церковного характера, – рассуждает отец Виктор. – Мы выражаем Сергею Васильевичу благодарность, но школа должна быть церковной. Храм святой мученицы Татианы на пятой станции Фонтана изначально задумывался как храм при академии. И тогда наш Владыка очень мудро сказал, что храм не может быть «при», храм может быть только церковным. Таким образом, он стал и приходским и студенческим».
А воскресные школы в современном понимании – не ставящие задачи учить своих воспитанников светским дисциплинам, возникли на западе. «Они появились в протестантизме в XVI веке, когда Лютер поднял знамя революции, – продолжает рассказ протоиерей Виктор Петлюченко. – Тогда нужно было в противовес католикам учить людей Слову Божьему. Протестанты изучали Библию, но был один изъян: они делали это без священного предания, без толкования святых отцов и учителей Церкви, то есть понимали от уровня своего воспитания, образования и культуры. Затем эти воскресные школы стали распространяться и на католическую часть Западной Европы. Мы же с ними познакомились через баптистов, которые первыми стали открывать воскресные школы в нашем государстве».
Церковь в советское время: «Можно убить человека, но веру его – никогда»
С наступлением советского периода, отсчет которому отец настоятель ведет от Февральской революции 1917 года, называя ее «началом конца Российской империи, наследницы империи Византийской», отношение государства к Церкви меняется. Советский период взаимоотношений Церкви и государства – очень важный, деликатный вопрос, требующий отдельного рассмотрения, считает отец Виктор. Но, несмотря на все испытания и сложности, Церковь учила детей, когда и насколько это было возможно в тех условиях. Со своей стороны, «комсомол и коммунистическая партия делали все, чтобы оградить детей от вредного, как они говорили, влияния Церкви. Но от такого «влияния» никто не оградит, потому что вера живет внутри человека, – поясняет отец Виктор. – Вера является его составной частью. Можно убить человека, но веру его – никогда».
Затем – переломное время, конец восьмидесятых, когда политика политбюро повернула на 180 градусов… Отец настоятель упоминает интересный факт: оказывается, последняя подпись Леонида Брежнева стояла под распоряжением о передаче Церкви Даниловского монастыря в Москве. Вопреки Суслову и остальным членам политбюро – только Горбачев его поддержал, – Брежнев начал процесс передачи Церкви отдельных зданий. Потом был 1988 год – празднование тысячелетия Крещения Руси. Вначале власть хотела сделать праздник государственным, исторически-фольклорным, но в итоге это не удалось: Церковь привлекли к празднованию и, как говорит отец Виктор, «будто открылись шлюзы – и народная толпа полилась в храмы рекой». «Еще никакой мысли о воскресных школах, религиозном воспитании не было, – наша беседа приближается к истории приходской воскресной школы Свято-Троицкого собора. – И тогда впервые Господь вразумил нескольких священников, меня в частности, и в 1989 году мы решили попробовать».
Начало работы воскресной школы: эйфория и ушат холодной воды
По словам отца Виктора, в начале работы воскресной школы «была такая эйфория, что сложно передать! Одесса – большая деревня. Моментально стало известно, что в Греческой (так назывался наш Свято-Троицкий собор) церкви организуется воскресная школа. В первый раз пришло больше ста детей со взрослыми, а помещение – порядка 12-14 квадратных метров» (сейчас там Троицкий молодежный центр). Ребята слушали батюшку, сидя в тесноте за столом; а взрослые заняли всю лестницу, попросив открыть дверь, чтобы слышать то, что священник говорит детям.
После первых месяцев количество воспитанников уменьшилось – «остались самые стойкие». Дело в том, что в Церковь пришли люди, знающие о ней только то, «что это вкусно на Пасху, что яйца крашенные, особенный запах куличей». Родители спрашивали отца настоятеля, который возглавил школу, какие языки будут изучаться: английский, французский, немецкий, китайский, еврейский, древнегреческий, латинский… «Все подспудно думали, что государство давит Церковь потому, что она – самый сильный конкурент коммунистической партии, – объясняет отец Виктор. – И раз среди членов партии – академики, значит каждый священник – это ума палата, знает несколько языков. Я на них выливал ушат холодной воды (думали – святой), говоря о том, что мы будем делать то, что положено делать Церкви. Будем воспитывать детей, чтобы они стали настоящими христианами и патриотами своего земного Отечества, чтобы стали любящими детьми, в будущем – верными супругами. Меня спрашивали: «И все?». Я говорил: «Этого что, мало?!»
Постепенно школа развивалась, у отца Виктора появились помощники, прихожанин Свято-Троицкого собора Павел Александрович Каминер стал преподавателем школы. Дети пили чай, общались за общим столом, им нравился сам процесс. «Первые программы были очень интересные. Я составлял их не так, как протестанты Библию толкуют, – улыбается отец настоятель. – Подряд по катехизису все прошел, потому что ни дети, ни взрослые ничего не знали». По прошествии нескольких лет было решено устроить школу там, где сейчас расположен класс для взрослых – на втором этаже над правым притвором храма. Состояние помещения было убожеским, а все потому, что государство не разрешало ничего делать. Свято-Троицкий собор – памятник архитектуры, и все ремонтные и другие работы нужно согласовывать с Обществом охраны памятников. Даже перекрасить храм в зеленый – троичный – цвет нельзя было. По паспорту храм должен быть такого цвета, как одесский железнодорожный вокзал…
Несмотря на трудности, «творим дело Божье в терпении и молитве»
В 1991 году протоиерея Виктора Петлюченко переводят в Москву: он назначается заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений при Священном Синоде. И без его попечения воскресная школа приходит в упадок. В 1999 году по возвращении в Одессу отец Виктор застает дела в так называемом «сонном режиме»: «Знаете, когда компьютер заснул, но на самом деле, если его пошевелить, щелкнуть, он сразу начинает работать, экран светится». Воскресной школы не было, Павел Александрович проводил занятия для взрослых и детей вместе, их было чуть больше десяти человек. И отец Виктор, уже будучи настоятелем храма, взялся за возрождение школы.
Большую помощь в этом оказал председатель приходского совета протодиакон Иоанн Ганаба. Было организовано несколько классов на втором этаже над притворами храма, сейчас их шесть. Но проблема помещений остается насущной. И дело даже не в спонсорах и благодетелях, а опять же в разрешении Общества охраны памятников. «Чтобы построить на территории собора новое здание воскресной школы, нужно решение Верховной Рады – ни больше, ни меньше, – говорит отец настоятель. – Так как храм является памятником общегосударственного значения».
Сейчас в воскресной школе более ста детей и девять преподавателей, а возглавляет ее супруга отца настоятеля Раиса Сергеевна Мельниченко. «Это оптимальный вариант по двум причинам, – объясняет отец Виктор. – Во-первых, есть особое влияние на настоятеля (улыбается), а во-вторых, она всегда непредвзято может рассказать, что происходит в воскресной школе. А моя главная задача – продолжать то, что я начал в 1989 году: воспитывать православных, верующих людей. Какой бы пост ни занимал человек – будь он президент или рабочий, он должен «иметь добрую совесть», как учил апостол Павел первых христиан. Посему воскресная школа Свято-Троицкого собора в настоящее время, как наш Владыка говорит, – одна из лучших. Учитывая, что наши возможности ни в какое сравнение не идут с возможностями, скажем, Спасо-Преображенского собора, где есть интерактивные доски, компьютерный класс, много преподавателей… А мы - как монахи, дело Божье творим в терпении, в молитве, и да поможет нам всем Господь».
Елена Ворожейкина
Фото: troitskiy-sobor.od.ua
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов