Праздник Богоявления – явление полноты Пресвятой Троицы
Мы привыкли праздновать Крещение Господне на двенадцатый день после Рождества Христова – 19 января по новому стилю. Но в древней Церкви они были одним праздником, который назывался Богоявление. После их разделения период между Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением) стали называть «святки» – дни, которые посвящаются Богу. В эти дни люди пребывали в святыне; многие старались чаще бывать в храме, прославлять Христа специальными псалмами, колядками, напоминая о том, что произошло. Люди поздравляли друг друга с праздником, приходили к бедным, нищим, больным, заключенным – исполняли свой христианский долг. Об этом, а также о значении праздника Богоявления для православного христианина, о том, как относиться к святой воде и крещенским купаниям, рассказал настоятель Свято-Сретенского храма Одессы протоиерей Илья Манита.
«Не нарушить пришел Я, но исполнить»
Само название праздника – Богоявление – открывает нам очень многое. Прежде всего, что Бог родился на земле, Бог явил Свое милосердие, Свою любовь к людям и Сына Своего через Рождество Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. Сын Божий, как говорит Церковь, искал Себе плоть и явился на земле во плоти. Это был совершенный Бог и совершенный Человек. Полнота Пресвятой Троицы была явлена именно в тот день, когда Господь в тридцатилетнем возрасте пришел креститься на Иордан.
По ветхозаветным иудейским канонам до 30 лет мужчина не имел права проповедовать Слово Божие. Это был возраст, когда человек уже имел какую-то мудрость, опыт, мог что-то преподать, мог быть священником. Христу, конечно, не нужно было ждать тридцати лет, но тем не менее Господь во всем исполняет волю Божью. Например, на сороковой день после Рождества Христова мы празднуем Сретение. Этот день прежде всего символизирует то, что Божья Матерь принесла Иисуса Христа в храм и по Закону Моисееву принесла две горлицы в жертву. То есть Она во всем исполняла Закон Божий. Другой праздник – Обрезание Господне. Казалось бы, что нам, православным, до этого события? Оказывается, нет, Господь как Человек во всем исполнял Закон Божий. Господь говорил, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить его. Поэтому Он принимает обрезание, и Церковь это празднует и воспевает...
И вот, в 30-летнем возрасте Господь приходит на реку Иордан к Иоанну Крестителю. Сам Иоанн Креститель, как мы знаем из Евангелия, указывает апостолам Иоанну и Андрею на Христа: «Се Агнец Божий». И поэтому Иоанн и Андрей оставили своего учителя Иоанна Предтечу и последовали за Христом, став Его учениками (Ин 1:35-37).
Господь принимает Крещение на реке Иордан. В Ветхом Завете она упоминается несколько раз. Мы знаем, что, когда еврейский народ шел в Землю Обетованную, по благословению Божию Иордан остановился и евреи прошли по суше (Иис. Н. 3 глава). Пророк Илия останавливал Иордан, когда ему нужно было перейти: он ставил свою милоть, Иордан останавливался, и он переходил через реку (4 Цар. 2:8). Мы знаем удивительный случай с сирийским воеводой Нееманом, который, будучи чужестранцем, пришел к пророку Елисею и, по его слову, окунувшись семь раз в Иордане, исцелился от проказы (4 Цар. 5 глава). Иордан вспоминается и во времена Иоанна Предтечи, который своим громогласным голосом проповедовал о покаянии. Многие приходили, чтобы каяться в своих грехах, и омывались в водах Иордана. Это было символом того, что человек очищается от грехов, исповедуя перед Богом и людьми свои грехи. Окунаясь трижды, он как бы умирал для греха и оживал для Бога – это был символ крещения. И есть удивительное толкование святых отцов, которые говорят, что Господь должен был взять все те грехи, которые люди оставляли в Иордане, крестясь в реке. Вода как бы принимала на себя грехи этих людей, а Господь, окунувшись в этой воде, берет на Себя грехи всего рода человеческого: всех, кто жил до Христа, во времена Христа и в наши времена, и после нас будут жить. Господь берет через Свое Крещение грехи рода человеческого и несет их до креста, до распятия, которое совершается на Голгофе. Но начало этой Голгофы – именно река Иордан.
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым»
Здесь является Святая Троица, Которую мы прославляем в праздник Богоявления. Дух Святой в виде голубя сходит на Господа Иисуса Христа, и слышен глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).
Крещение – это особое действо, поэтому, когда Иоанн Предтеча увидел перед собой Христа, то упал на колени и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3:14). Он и учеников предупреждал, что он – не Мессия, не Христос, но «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:7-8). Что такое крещение Духом? Прежде всего, когда православный христианин принимает святое Крещение, через Таинство миропомазания он получает, как говорят святые отцы, семя благодати Духа Святого, и это семя в сердце человека должно прорасти и принести плод.
Крещение очень важно для каждого. Человек принимает его единожды, но, как говорят святые отцы, человек настолько падший, что даже после крещения не умеет бороться со своими грехами. Приходится всю жизнь корчевать сорняки своего сердца. Вот почему, когда Адам был изгнан из рая, Господь сказал ему, что земля проклята из-за него, что на ней вырастут тернии (Быт. 3:17-19). Многие думают, что это только земли касается, на самом деле это касается сердца человека, потому что, как толкуют святые отцы, сердце человека напоминает землю. Если ее не вспахивать, не возделывать, то вырастает столько бурьяна, что потом нужно вместе с корнем выкорчевывать. Так и в нашей жизни: если мы хотим увидеть праздник Богоявления святыми глазами, можно сказать, глазами человека, который соприкасается с благодатью, то нужно выкорчевать из себя эти сорняки, что человек и делает во время крещения. Он дает обет доброй совести перед Богом, отрекается от всех грехов, от сатаны, от всех беззаконий, которыми жил до этого. И после крещения как бы обновляется и старается полностью исправить свою жизнь, стать не ветхим, а новым человеком.
«Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»
Что касается самой воды, то под действием благодати Духа Святого в эти дни она получает особое освящение. Даже если из крана набрать воды в течение этих двух дней, она не будет портиться, хотя и не является святой. И православные христиане спешат в храмы Божьи, чтобы получить это благословение Божье. Дух Святой действует на воду так, что она имеет особую силу. В молитве, которую священнослужитель читает на освящении воды, говорится: «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». Правда, многие неправильно это понимают: мол, «зачем мне исповедоваться, зачем причащаться и вообще в церковь ходить? Я крещенской воды раз в год набрал, квартиру окропил, попил чуть-чуть и все – уже Таинства не нужны». Это неправильное и в некоторой мере языческое представление. Но то, что естество воды освящается, это правда. Человек сам состоит на 80 % из воды, поэтому освящается не только сама вода, но и человек. И чем ближе он приступает к Богу, тем больше освящается.
– Можно ли святую воду разбавлять?
– Очень многие считают, что только та вода, которая освящена, – святая и ее нельзя разбавлять. Это неправильно. Можно набрать пол-литра святой воды (по-гречески «агиасма»), дома вылить ее в 10- или 20-литровый бутыль. И, как святые отцы советуют, пить натощак каждое утро с молитвой, чтобы освятить свой организм благодатью Божией, чтобы все добрые дела были освящены Божьей благодатью. Если она заканчивается посреди года, можно крещенскую воду долить в обычную – и она будет иметь то же естество. Это даже нужно делать, а то в наше время много людей приходят с бутылями по 20-30 литров, чтобы набрать побольше воды... Верующему все освящается, и если ты имеешь веру, капля освящает целое море.
– А как нельзя употреблять святую воду? Например, можно ли покропить ею буйное животное, как, бывает, делают в селах?
– Вопрос очень глубокий. Я всегда считал, что святой водой нельзя кропить животных. Потом увидел, как женщина, имевшая всего одну корову, которая ее кормила, кропила святой водой это животное, когда оно умирало, и призывала на помощь преподобного Герасима Иорданского. И когда эта корова встала, женщина так радовалась, что я понял, как глубоко ошибался. Конечно, если люди собачку кропят или приходят панихидку служить по ней, это неправильно. Трагизм нашего времени: скорее пожалеют кошечку, собачку, а человека, который рядом будет стоять и просить на пропитание, могут пнуть ногой и пойти дальше. Вот это страшно. А живущие в селах в эти праздничные дни освящают все: дома, хозяйство, огороды, поле, скотину... Так было в древности, да и до сих пор в требнике есть специальные молитвы и священнослужители освящают поле перед посадкой, после уборки, и в этом нет ничего зазорного. Это, наоборот, благословение Божие.
– Обязательно ли участвовать в «крещенских купаниях»?
– Купание в эти дни – благочестивый обычай, существующий много лет. У нас в Одессе освящается море, на пляжи приходят православные христиане, священнослужитель служит освящение воды. Многие окунаются и получают здравие, даже те, кто боится холодной воды. Но если человек очень боится, достаточно умыть лицо этой святой водой. Все опять же зависит от веры. Есть такой удивительный грузинский святой – преподобный Давид Гареджийский. Придя в Иерусалим, он не вошел в него, посчитав себя недостойным ходить по тем местам, где ступал Господь Своими пречистыми стопами. Он послал своих учеников в город, а сам сделал три поклона, взял три камушка и ушел. И вот Патриарху Иерусалимскому было явление: Ангел сказал, что пришел преподобный Давид и всю благодать из Иерусалима забрал. Патриарх выслал своего архидиакона, тот догнал святого и попросил отдать два камушка, которые до сих пор хранятся в греческой Патриархии. Это – образ кротости, истинной веры, потому что Господь дает благодать не от того, сколько раз ты окунешься в Иордане (есть люди, которые имеют возможность приехать прямо в Иерусалим на Иордан), а от смирения сердца. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.