Истинной целью жизни человека, как говорит православное вероучение, является познание Бога. Многое сокрыто от нашего понимания, так устроено мудростью Божией. Творец и творение несоизмеримы, так как природа Бога всесовершенна и беспредельна, а разум человеческий слишком ограничен, к тому же плотно укрыт пеленой греха для полного познания Божественной чистоты и премудрости. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).
Нельзя сказать, что Господь оставил нас в полном неведении, относительно Своей Сущности. Мы не можем дать ответы на все возникающие вопросы, но согласно учению Феофана Затворника существует два пути Богопознания: естественный и сверхъестественный.
В естественном смысле мы познаём Господа через Его творения, красоту и слаженность природы, как автора узнают по книге или художника по его написанной картине. То есть, человек соприкасается с Богом через внешний, окружающий его мир. Сквозь свою жизнь и жизнь других людей можно увидеть, как действует Промысел Божий в тех или иных обстоятельствах, как неслучайно построена история целых государств. Даже в самых привычных вещах кроется чудо: закат сменяется рассветом, пробуждение весны стирает следы тяжёлой зимы, искренняя улыбка ребёнка смягчает и радует сердце. Во всём надежда. После сна, как после маленькой смерти, человек снова вступает в новый день своей жизни. Разве это не проявление Божественного присутствия и любви?! Это своеобразная проповедь, не нуждающаяся в словах.
Мы часто забываем благодарить Господа за то, что утром проснулись, за луч солнца, согревший душу в момент тоски, за любовь близких. Даже за доброе не благодарим, принимая как нечто само собой разумеющееся, а должны и скорби переносить без ропота, с надеждой на Бога. По этому поводу в дневнике (беседа с Богом) Митрополита Мануила Лемешевского есть прекрасные слова: «Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне. Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе».
Сверхестественный способ Богопознания заключается в Божественном откровении и благодати, которая может быть излита на человека Господом. Тогда недоступное для разума становится доступным для сердца. Иногда Бог посещает избранных своих подвижников явным, прямым откровением, непосредственно являясь перед ними, порой ангел посещает такого человека, сообщая Богооткровенную истину. Это высшая степень духовного возрастания, которая достигается большими трудами, благочестивой жизнью с исполнением евангельских заповедей и непрестанной молитвой. В этих подвигах человеческое сердце очищается от страстей. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Познать Господа сверхъестественным образом возможно лишь через достижение святости.
"Самое главное то, чего не увидишь глазами, зорко одно лишь сердце", - в этой фразе Антуан де Сент Экзюпери в своей книге «Маленький принц» отражает мысль о том, что человек представляет собой больше то, о чём молчит, что сокрыто в глубинах его сердца, чувствах и помыслах, а не то, что на виду у всех. Иногда мы сами себя до конца не знает, но именно через Бога происходит самопознание и истинное понимание окружающего мира. Каждый день совершаются маленькие чудеса, но в суете нынешнего времени, в паутинках повседневных грехов теряется острота видения подлинной жизни. Ощущение присутствия чуда перекрываются другими, более примитивными, но близкими современному обществу чувствованиями.
Вера – сильнейший двигатель человечества, без неё невозможна победа. Вот та невидимая сила, на которой зиждется весь мир. Очевидно, великим чудом является становление грешника на путь святости. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:7-10).
Покаяние это сокрушение сердца о грехах, оно приводит к умножению добрых дел и любви. Грешник открывается Богу и позволяет Ему войти в свою жизнь, тогда Святой Дух начинает внутренне действовать в человеке и Божия благодать помогает ему вырваться из греховных терний. Сам Господь вступает в борьбу за душу Своего чада.
«Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было. Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы Мне дать возможность бороться за тебя», - из духовного завещания Преподобного Серафима Вырицкого.
Алина Бортняк
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов