Православные святыни: самое главное – вера и благоговейное отношение
«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)», – писал один из великих богословов, святитель Феофан Затворник.
С его слов начинает разговор о должном отношении к святыням священник Андрей Шахов, клирик одесского Свято-Варваринского храма.
– По слову церковного учителя Тертуллиана, каждая душа по природе своей христианка. Она дана Богом, она бессмертна и, естественно, она к Нему стремится. Каждый человек в своей жизни должен стремиться приблизиться к Богу, направлять все силы своей души – разум, волю и чувства – к тому, чтобы познать Его.
Церковь учит нас, что есть два пути богопознания: естественный и сверхъестественный. О естественном пути нам говорит апостол Павел: через рассмотрение мира, его величия, гармонии, красоты мы можем заключить, что есть высшая сила, все сотворившая. И сверхъестественный – это то, что Сам Бог открыл человеку о Себе, чтобы он мог правильно верить в Него и жить так, как Господь заповедовал.
С постепенным познанием Творца и приближением к Нему в душе человека растет и крепнет вера, без которой, говорит апостол Иаков, невозможно угодить Богу. А уже свою веру, упование, свои чувства христианин проявляет и раскрывает в богослужении и молитве.
– Есть ли в Священном Писании упоминания о святынях?
– В Священном Писании мы имеем прямое указание как на святость места, так и святость вещи. Когда Моисей после бегства из Египта жил в земле Мадиамской, однажды он пас овец в пустыне и увидел горящий терновый куст – прообраз Царицы Небесной, Которая имела в Своей утробе Бога и была неопалима присутствием Божества. И Господь воззвал к Моисею: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4-5). В этом есть прямое указание на святость земли .Также можно вспомнить, что и храм Иерусалимский почитался как великая святыня, и хранившиеся в нем ковчег завета, сосуд с манной, жезл Ааронов. От соприкосновения с останками, костями пророка Елисея воскрес мертвый. От соприкосновения с одеждой Христа получила исцеление женщина, страдавшая тяжким недугом.
Очень важно помнить, что не сами предметы – маслечко, земелька – святые, а посредством их, через них ниспосылается христианину благодатная помощь. Порой люди неправильно воспринимают святыню, ожидая больших чудес, при этом не меняя своего греховного образа жизни. Часто можно услышать вопрос: «Где поставить свечу от сглаза? Какая молитва улучшает торговлю? Какую иконку приобрести, чтобы муж перестал пить?» Отношение к святыне становится подобным отношению к амулету или талисману, а это уже очень напоминает идолопоклонство! Есть мудрое святоотеческое выражение, что святыня не сама по себе излучает свет, она его отражает. Она отражает сияние Бога, Его силу, которую мы называем благодатью. И когда человек воздает этой святыне должное и осмысленное почитание, то получает благодатную помощь.
– Как быть, если святыня пришла в негодность?
– К сожалению, случается так, что по человеческому невниманию и нерадению святыня может испортиться. Заплесневела просфора, зацвела святая вода , прогаркло маслице, выгорела от солнца икона – все это случается в жизни христианина. Конечно, если это произошло по его прямой вине, необходимо принести в этом покаяние и стараться впредь быть внимательнее. А в отношении святыни, которая стала непригодна, есть указание церковных правил. Испортившуюся святыню можно сжигать, закапывать или опускать в проточную воду, в реку или в море. Или же отнести для сжигания в храм.
– А можно ли в каких-то случаях пить святую воду не натощак?
– Существует два чина освящения воды – великая агиасма (великий чин), которая совершается 18 и 19 января (на Богоявление), и малый чин освящения воды (молитвы над этой водой о снисхождении благодати, особых спасительных сил в нуждах человека). Есть православная традиция пить крещенскую воду только натощак. А если человек плохо себя чувствует, болеет, то святую воду, освященную малым чином, он может выпить, и поев.
Нельзя пить святую воду так: человек зашел в храм, захотел пить, выпил святой воды и пошел дальше. Тут отсутствует самый важный момент по отношению к святыням – благоговение. Ведь есть даже такая молитва – перед вкушением просфоры и святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Так святыню и нужно употреблять: не просто налить и выпить, а помолиться, перекреститься с осознанием того, что принимаешь эту святыню в себя. Если нет такого почтительного отношения, возвращаемся к словам Феофана Затворника, – то и не получит человек ничего. Автоматический подход недопустим. Если мы говорим, что вода освященная, то это значит, что она особая, не такая, как другая вода, например, «Бон Буассон». В ней особая сила. Поэтому и отношение к ней должно быть другое. Если такого отношения к святыням нет, это вменяется в грех кощунства.
– Много вопросов возникает по поводу святынь и женской нечистоты…
– Этот вопрос очень тонкий, и есть различные мнения. Очень подробно об этом писал сербский патриарх Павел. Если кратко сформулировать основные положения его статьи, можно заключить, что не сама женская нечистота является скверной. Это процесс очищения организма, который был установлен Богом. Поэтому в условиях современной жизни женщина в дни нечистоты может присутствовать на богослужении, но стоять в притворе, то есть это не значит, что она совсем не должна входить в храм. Дома, конечно, можно брать в руки Евангелие, читать его, прикасаться к иконам – с покаянным чувством, пить святую воду. Но от вкушения просфоры должно воздерживаться.
– Как относиться к неосвященным иконам и иконам, распечатанным на принтере?
– Если икона распечатана на принтере, перед ней можно совершать молитву. Но ведь не напрасно в требнике есть чинопоследование на освящение образа – иконы, в котором священник молится, чтобы через этот образ – святого, или Царицы Небесной, или Самого Господа молящемуся была ниспослана благодать Святого Духа, чтобы его молитвы перед этой иконой были услышаны. Конечно, все зависит от человека, если он искренне, от всего сердца молится, то даже и перед неосвященной иконой может получить пользу. Но все же, все, что касается Бога, должно быть чинно и правильно. Поэтому, например, если икона не освящена, лучше принести ее в храм и освятить.
– Что делать с бумагами, на которых написаны тексты с именами святых угодников, Богородицы, Господа?
– Если человек понимает, что больше не будет пользоваться той или иной духовной литературой, можно ее просто сжечь – в этом нет греха. Грех будет в другом – если этот листочек с молитвой скомкать, выбросить в мусорное ведро, и этот лист потом вместе с отходами будет валяться на свалке. В таком поведении нет благоговения. Благоговейное отношение проявляется не к самой бумаге, на которой написан текст, а к тому, что именно там написано.
– Сейчас вошли в моду изображения икон на предметах интерьера, на одежде. Как к этому относиться?
– Каждому такому действию должен придаваться правильный смысл. Зачем писать, допустим, на чашке или на футболке слова молитвы? Афишируют свою веру только те люди, которые не понимают ее суть. Ведь Христос говорит: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6). Кто-то из неверующих может к этому хорошо отнестись, а для кого-то такая одежда или предметы интерьера могут послужить соблазном.
К правильным и положительным можно отнести традицию размещать молитву «Отче наш» над обеденным столом. Иногда это помогает в спешке и суете не забыть помолиться перед едой. Есть традиция размещать на входных дверях молитву Оптинских старцев на начало дня или молитву Животворящему Кресту.
В отношении к святыням важно помнить, что вера человека – это основание, условие, чтобы получить просимое. Вспомним, что Господь никогда не совершал чудеса просто так. Во многих случаях Он спрашивал человека: «Веришь ли ты, что я могу это сделать?» Если человек не имеет веры, то, как говорит Феофан Затворник, ничего не происходит автоматически – исцеление либо помощь от святыни не приходят просто так. Поэтому степень святости определяется верой самого человека. У нас есть неоднократные свидетельства из житий святых и опыта Церкви, когда даже самая малая святыня и глубокое почитание человеком этой святыни давали ему огромную силу во многом, исцеление и помощь.
Ирина Кондратьева