9 марта 2014 года в Одесском Кафедральном Спасо-Преображенском соборе после Божественной Литургии был отслужен чин Торжества Православия, который возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Владыке Агафангелу сослужили Преосвященнейший Аркадий, епископ Овидиопольский и Преосвященнейший Диодор, епископ Южненский, викарий Одесской епархии.
Неделей "Торжества Православия" именуется первое воскресенье Великого поста. Этот Праздник возник в 843г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском Соборе в 787г.). Особое праздничное богослужение установил тогда же избранный Патриархом Константинопольским Мефодий. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Исследователи утверждают, что в случае победы иконоборчества мировая художественная сокровищница была бы неполной. Посвятив победе над разрушительной ересью иконоборчества именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою спасительную и созидательную роль в мировой истории.
В своем архипастырском слове Владыка Агафангел напомнил всем присутствующим историю христианства, отметив печальные периоды в жизни Церкви, когда она подвергалась жестоким гонениям и нападкам еретиков. Именно это время принесло нашей Церкви сонм подвижников благочестия, защищавших Веру Христову до последнего своего вдоха. Но также это время стало решающим для формирования и утверждения норм и догматов Веры, которые Православная Церковь хранит и по сей день:
«Не успела Божественная благодать опалить тени человеческого греха, как вновь на Церковь Христову восстали силы ада, которые хотели погасить пламя Божественной Любви. В лице Римских императоров языческого мира, людей, имеющих жестокое нераскаянное сердце, поднялись те, которые возненавидели Христа и его Животворящий Крест. На протяжении трех веков христианская кровь лилась ручьем. Но языческий мир не мог уничтожить новое, благодатное семя христианства. Пришло время, когда Церковь получила свободу. Это был золотой век процветания и развития богословской мысли, святоотеческого творения, подвигов тех, которые были прославлены через страдания, через мученичество и которые составили полноту благодатной силы и жизни Церкви. Прошли времена, и вновь наступили страшные годы, и вновь подвиг Церкви начал совершаться и среди отдаленных язычников и властей мира, а Церковь терпела от своих внутренних, домашних врагов, которые старались искоренить Истину Христову… И на І и ІІ Вселенских Соборах, которые собирались в больших городах, и на которые созывались святители, пастыри, монашествующие, люди, искусные в богословии, решались вопросы внутреннего устройства Церкви, догматических определений, вырабатывалась всеобщая система жизни Церкви.
Когда вопрос решался о Божестве Иисуса Христа, І Вселенский Собор в 325 году собрался в Никее, а когда безумный Арий отрицал Божество Духа Святого, собрался ІІ Вселенский Собор. На нем был составлен Символ Веры, который дошел до нас, и который мы только что пропели в этом Соборе. Потом появилась сама жестокая ересь – иконоборческая. Сторонники этой ереси уничтожали иконы. Появилось много подвижников благочестия, например, Иоанн Дамаскин, которому отрубили руку. На лицах подвижников вырезали их имена ножами – страдал весь христианский мир. И тогда на VII Вселенском Соборе было определено, что мы поклоняемся не краскам, не доскам, а переносясь от образа к Первообразу, мы поклоняемся тем, кто изображен на иконе. Тогда святые иконы были защищены постановлением VII Вселенского Собора, и их почитание определялось во всех храмах, в домах, кельях и обителях. Киевский князь Ярослав Мудрый с принятием христианства тоже повторил определение VII Вселенского Собора и с тех пор иконы украшают Храмы Божьи.
Не мыслит православный человек, чтобы в храме или в доме не было икон Спасителя, Божией Матери, святителей, пастырей, мучеников, новомучеников и исповедников, которые составили славу Церкви. Их жизнь, их подвиги приближают нас к Богу, спасению, и верующее человеческое сердце всегда сносит к стопам Спасителя и Божией Матери свои скорби, испытания. Взирая на эти чудные иконы, мы получаем духовную радость, избавляемся от искушений, от скорбей, мы призываем милость Божию».
Митрополит Агафангел отметил, что нынешнее время хоть и не столь кровопролитно, как первые годы христианства, но все же несет в себе множество угроз для Веры Православной. Всевозможные ереси и расколы ослабляют сегодня внутреннюю жизнь Церкви. Поэтому нам нельзя забывать о подвиге тех, кто принес себя в жертву, пострадал за имя Христово и стал славой и честью для всех поколений.
Не менее важным событием первой недели Великого поста стало прибытие в Одессу иконы и ковчега с частицей мощей Преподобного Сергия Радонежского. Первым святыню принял Одесский Кафедральный Спасо-Преображенский собор.
В Одессе она будет находиться до декабря 2014 года. Святыня побывает в разных храмах города и благочиниях Одесской епархии, чтобы каждый православный верующий успел ей поклониться. Владыка Агафангел отметил исключительную важность этого события для Одессы:
«В этом году исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Это был великий подвижник благочестия, миротворец, который благословил князя Димитрия Донского на битву. Он был другом святителей, собирателем русской земли – Руси Святой. Он примирял всех враждующих. К нам прибыли икона и ковчег с частицей мощей Преподобного Сергия для того, чтобы мир и согласие сохранились в Украине, чтобы брат на брата не поднимал руку, чтобы не проливалась кровь на нашей земле, где веками уживаются многие нации и народности, храня любовь друг к другу.
Славяне – русские, украинцы, белорусы – братья. Мы один народ, и нам необходимо хранить эту дружбу, как зеницу ока. И пусть примером для нас станет Преподобный Сергий Радонежский, который пришел сегодня в духовное сердце нашего града – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Эта святыня посетит и другие храмы и обители города, как свидетельство мира... Мы будем усердно молиться Преподобному, чтобы в это непростое время мы сохранили доверие друг к другу, сохранили мир, согласие, чтобы в каждом из нас через святость жизни, через добрые дела изобразился Господь наш Иисус Христос, вся исполняющий и благословляющий наши поступки, дела, освящающий наши желания и мысли. Спасителю нашему да будет Слава бесконечная вовеки. Аминь».
Отметим, что в честь дня памяти Торжества Православия в Свято-Ильинском мужском монастыре г.Одессы были вынесены для поклонения многочисленные святыни обители.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов