» » » » Ко дню защиты детей: о ветхозаветных людях, мультфильмах и Западе

Ко дню защиты детей: о ветхозаветных людях, мультфильмах и Западе


Ежегодно 1 июня мир отмечает Международный день детей – один из старейших международных праздников. В нашей стране он традиционно называется Днем защиты детей.  С вопросами о том, как и от чего защищать детей сегодня, мы обратились к протоиерею Димитрию Яковенко, клирику Спасо-Преображенского кафедрального собора, руководителю воскресной школы «Преображение».

Словосочетание «защита детей» сейчас у всех на устах. О какой защите, по Вашему мнению, идет речь?

С материальной точки зрения, дети сейчас обеспечены неплохо. Даже в семье со средним достатком ребенок сегодня живет лучше, чем 100 лет назад. Поэтому вопрос встает о моральной защите. Дети – это наше будущее, будущее человечества, и поэтому нравственному воспитанию детей всегда отводилось большое значение. Современное общество диктует свои ценности, которые зачастую не только не совпадают с христианскими понятиями о благочестии, но даже противоречат. Поэтому прежде всего нужно защитить ребенка от тлетворного влияния современной шкалы ценностей.

Какие же опасности подстерегают ребенка в обществе?

Враг рода человеческого пользуется разными приемами и методами, чтобы ребенка совратить. Все это делается под личиной благих намерений: просвещения, права ребенка на общение и т.п. В этом ряду можно отметить мультфильмы – уникальный способ воздействия на психику ребенка. Однако сегодня (и с этим сложно поспорить) мультфильмы, как иностранные, так и отечественные, перестали воспитывать, – они развлекают. Не стоит идеализировать советскую эпоху, однако именно советские мультфильмы были полезны, они созидали, воспитывали. Герои советских мультфильмов учили ребенка прощать, защищать слабых, быть добрым, ответственным, любить правду и красоту. К сожалению, современная анимация этому не учит. Думаю, что хорошо было бы оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов. А чтобы ребенок правильно воспринимал ограничения, нужно с ним разговаривать, быть ему другом, объяснять и даже предоставлять выбор, особенно в старшем возрасте.

Многие родители корнем всех бед считают компьютер. Не ударит ли ограничение в компьютере по развитию ребенка? Ведь он может отстать от своих сверстников.

Компьютер – это не скрипка и не балет, которым нужно учиться с раннего возраста. Освоить компьютерную грамоту можно в любом возрасте. Наверное, одно из самых распространенных заблуждений – это мнение, что ребенок должен как можно раньше научиться обращаться с компьютером. КПД такого навыка вряд ли существенно скажется на его развитии, а вот опасность от него велика, например, социальные сети – это обоюдоострый меч. Да, они позволяют общаться людям, находящимся на большом расстоянии и не имеющим возможности часто видеться. Однако для ребенка подобное общение чревато случайными знакомствами с неизвестными людьми. Поэтому здесь, как нигде, важен особый родительский контроль. Думаю, нужно дать понять ребенку, что компьютер, в первую очередь, это рабочий инструмент, а не игрушка, и значит, использовать его следует только по необходимости.

Как правильно отбирать развлечения для ребенка?

Родитель должен руководствоваться словами апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6,12). Всякий раз, когда встает вопрос о том, какой фильм посмотреть, на какой пойти спектакль, родители должны подумать – будет ли полезно это ребенку, его духовному здоровью.

Каким образом родителям привносить духовные ориентиры в мир ребенка?

Нужно, чтобы ребенок был включен в жизнь Церкви, участвовал в таинствах. Многие это игнорируют. Но если ребенок с детства посещает храм, то он по-другому воспринимает окружающий мир, и духовные ориентиры закладываются сами собой. Но здесь важно проявить рассудительность и благоразумие. Бывает, что детей заставляют выстаивать всю службу, насильно ограничивают в каких-то невинных детских играх. Маленький ребенок по своей природе не может выстоять все богослужение. Как поступать родителям в такой ситуации? Храм нужно посещать обязательно каждое воскресенье, пусть ребенок привыкнет, что по воскресеньям семья идет в церковь. А вот время пребывания в храме следует увеличивать согласно возрасту ребенка: «Тебе уже 7 лет. Теперь ты будешь стоять на службе не 15 минут, а 30». Поверьте, ребенок будет только рад этому, ведь Вы признали его более взрослым.

Можно ли, для достижения лучшего эффекта в воспитании ребенка, заменить светскую литературу библейской?

Но ни в коем случае не нужно заменять ребенку светскую литературу духовной. У него вообще не должно возникать ощущение, что его в чем-то ограничивают. Ребенок должен и мультики посмотреть, и сказку «Кот в сапогах» прочесть, и на спектакль детский сходить, – важно выработать в нем правильный вкус. Здесь вот в чем дело: музыка, театр, опера, кино – это душевное. А молитва, пост, богослужение – это вещи духовные. Однако невозможно добиться от ребенка духовного, если он не прошел душевное. В христианской семье должны читаться и детские сказки, и духовные рассказы. Иначе нельзя. Если ребенок будет чувствовать, что он в чем-то ограничен из-за того, что его родители верующие, то возникает опасность того, что он может возненавидеть и веру, и Церковь.

 

Как же воспитать в ребенке веру, не оттолкнув его при этом от Церкви?

Чтобы у ребенка была любовь к Богу и к Церкви, нужно, чтобы у него была своя личная вера. Не только, чтобы мама молилась, но чтобы и он молился. Как это лучше сделать? Вот вся семья встает на молитву. И первую часть с краткими молитвами все вместе молятся. Лучше даже, чтобы каждый из детей прочел свою краткую молитву – это будет его личная, самостоятельная молитва. Потом дети идут спать, а родители продолжают читать вечернее правило.

Важно также приучать ребенка к посту. Как это сделать? Нужно, чтобы он сам решил. Вот, например, суббота, сын садится за стол, кладет себе на тарелку котлету. Можно его спросить: «Сынок, ты завтра будешь причащаться?» «Конечно, папа, буду». «Хорошо, но тебе ведь уже 7 лет, и ты должен поститься перед Причастием. Решай сам: можешь съесть сейчас котлету, но причащаться завтра не будешь, или воздержись, и тогда причастишься». Не надо забирать у него котлету, пусть он сам ее отодвинет. То же самое с мультиками. Необходимо, чтобы всегда было участие воли ребенка.

Но родители должны помнить, что с ребенком очень легко перегнуть палку. То, что легко взрослому, детям может быть крайне тяжело. Например, пост. Не стоит полностью запрещать ребенку телевизор во время поста. Пусть по праздникам и выходным смотрит мультики. Есть прекрасный канал «Союз», где показывают православные передачи. Они и взрослому будут полезны. 

И конечно же, нужно помнить о том, что родители, а также все, кто причастен к воспитанию ребенка, его образованию, не способны изменить ребенка. Бог изменяет человека, а мы являемся всего лишь орудием.

Как не «прозевать» угрозу моральному здоровью ребенка?

Родители всегда должны интересоваться увлечениями своих детей, должны знать, какие игрушки сейчас модные, какие разговоры ведут дети в школе и т.д. Это невозможно, если между ребенком и родителем нет дружеских отношений. Нужно быть первым другом своему ребенку. Для этого нужно не только слушать, но и говорить, например, о своей работе. Сегодня это особенно важно, ведь раньше ребенок очень рано включался во взрослую жизнь, теперь же дети видят, как мама с папой уходят утром и возвращаются вечером. Куда они уходят, что весь день делают и какие трудности претерпевают, – все это остается «за кадром». В итоге дети видят уставших родителей, которые садятся вечером перед телевизором. Вот этот образ отдыхающего папы очень опасен. Полезно было бы даже взять ребенка на работу, чтобы он увидел, чем отец занимается, какие вопросы решает. Без личного примера в вопросах воспитания никак не обойтись.

Как избежать такой ситуации, когда ребенка с правильными моральными принципами, воспитанного в православной семье, считают изгоем в школьном коллективе?

Я не могу согласиться с этим. Ведь Православие не воспитывает отшельников или монахов. Цель любой воскресной школы – воспитать нормального гражданина этого общества. В чем же трудность? В моральных ориентирах, побуждениях. Матерятся, например, школьники, смеются над кем-то, православный ребенок чувствует неприятие к этому, но, в то же время, ему не хочется отличаться, не хочется быть униженным, «затюканным». Здесь не всегда уместно смиренно склонить голову, когда тебя унижают.

Ребенок на протяжении своего детства переживает несколько периодов. До подросткового возраста его можно назвать «ветхозаветным человеком». В Ветхом Завете все было очень четко: «око за око, зуб за зуб». Чувство справедливости было очень обостренным. И обратите внимание, что маленькие дети очень остро воспринимают незаслуженные наказания, и наоборот, осознают свою неправоту, если получили поделом. Это потому, что они «люди Ветхого Завета» и поступать им следует по-ветхозаветному. Если в этом возрасте дать ребенку постулаты Нового Завета: люби врагов своих, подставляй правую щеку, если ударили по левой, – то таким образом можно психологически сломить ребенка, сделать из него подавленного, униженного человека, в котором с детства копится чувство обиды на всех и вся, и на родителей в том числе, ведь именно они вложили в него эти ценности.

Что же ребенку сделать, если его обидели, ударили?

Он должен помолиться и смиренно дать сдачи обидчику. Поверьте, это не принесет вреда ребенку. Другое дело, если над кем-то издеваться, – это нельзя, но за себя постоять человек обязан. И православные родители не должны бояться учить детей тому, чтобы те могли за себя постоять. Они вырастут, прочитают Евангелие и смогут вести свою духовную жизнь более возвышенно, но до этого новозаветные идеалы, возложенные на их плечи, станут неподъемной ношей, штангой в руках младенца.

Можно ли «спасти» ребенка от общества в православной школе?

Ребенка нельзя отделять от общества. Нельзя допустить, чтобы он чувствовал себя не таким, как все. И потом: с чем этот ребенок столкнется после православной школы? Ему понадобится православный институт, православный завод или банк? Я думаю, что мы не должны изолировать себя от мира, мы должны нести в этот мир просвещение. А если мы отделимся от общества, откуда люди неверующие узнают о Христе, о благочестии? У меня есть знакомая, которая в своем рабочем коллективе подала пример поста. Сначала, когда узнали, что она постится, то не поняли ее желания. На следующий год еще один человек стал держать пост. А через несколько лет постился уже весь коллектив. Представим, что моя знакомая работала бы на православном предприятии, кому бы она послужила примером, кого бы привела к вере?

Какие цели сегодня ставит перед собой воскресная школа?

В воскресной школе ребенок находится всего несколько часов в неделю. Все остальное время дети в общеобразовательных школах, в семьях. Поэтому мы не в состоянии взять на себя весь груз их воспитания и образования. Мы можем только направить, показать, что хорошо, что плохо, и дать ребенку самому сделать выбор.

Приходится ли педагогам воскресной школы исправлять изъяны светского воспитания?

Я бы не сказал, что светское воспитание в чем-то противоречит тому, которое даем детям мы. Другое дело, что ребенок впитывает, смотря телевизор, общаясь с друзьями. Особенно это видно в тех семьях, в которых родители не посещают храм или посещают редко. Ребенку из такой семьи крайне сложно объяснить, почему нельзя обижаться, спорить и т.д.

Так где же искать корни детской бездуховности: в кругу семьи или в обществе?

Трудно искать виноватого. По слову Священного Писания, «мир во зле лежит». И всегда были соблазны вокруг человека, но последнее слово за самим человеком. В какой бы неблагополучной семье ребенок не вырос, воспитала ли его улица – у него остается способность принимать решения, следовать голосу совести. Каждый перед Богом отвечает за себя.

Но мы ведь не можем сегодня отрицать тлетворное влияние Запада?

Западная культура сейчас переживает период самоуничтожения, разрушения общечеловеческих понятий семьи, любви. Западные ценности все больше становятся агрессивными, все больше противоречат христианским воззрениям. Уже раздаются глухие голоса, которые обвиняют христианство в антигуманизме. На Западе все желания и хотения человека рассматриваются как естественные проявления человеческой природы, тогда как православная аскетика говорит о страстях как о противоестественных навыках, с которыми нужно бороться. С точки зрения научно-технического прогресса, нам есть чему поучиться у Запада, однако стоит нам лишь подумать о том, что наша система ценностей несовершенна или несовременна, как западные идеалы поглотят нас.

Не нужно забывать, что наше общество состоит из людей, которые способны принять правильное решение, сделать верный выбор. Если каждый член общества захочет измениться, будет бороться со своими страстями, то и все общество в целом будет здоровым, тогда мы будем правильно воспринимать западные идеи и брать все только самое лучшее. 

Беседовала Анна Мячина

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии