Как возникло православное паломничество
Слово «паломник», которое используют в современном обиходе, произошло от старорусского слова «пальмовник» (palmarius). В дословном переводе это значит «человек, который держит в руке пальмовую ветвь». Изначально так именовали богомольцев, которые, участвовали в Крестных Ходах на Святой Земле. Желающие встретить Рождество Христово в Иерусалиме, стремились в это место заранее, чтобы провести там весь период Светлой Седмицы. Ей предшествовал Праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день паломники принимали участие в Крестном Ходе до стен Иерусалима, держа в руках пальмовые ветви. С этими ветвями в руках жители Иерусалима встречали Иисуса Христа около двух тысяч лет назад. С течением времени паломниками стали назвать верующих, которые совершали путешествие не только в Иерусалим, но и к другим святым местам.
Христианская традиция паломничества имеет многовековую историю. С самого начала существования Церкви, православные верующие посещали святые места. В 325 году император Константин Великий написал указ, свидетельствующий о строительстве храмов в святых местах. Уже в 4-м веке в Вифлеем и Иерусалим приехали многие христиане, чтобы поклониться святыням.
Православное паломничество возникло с первых веков распространения христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир в 987 году привез в Киев кресты, иконы и другие святыни. Святая равноапостольная княгиня Ольга также считается одной из первых православных паломниц. В 957 году она в сопровождении своих подданных посетила Константинополь, где находились многие православные святыни. Великая княгиня приняла крещение в храме Святой Софии.
На VII Вселенском соборе, который проходил в 787 году Отцы Церкви составили ряд богословских принципов, которые объясняли духовную суть паломничества.
В русской православной традиции паломников иногда называли странниками, богомольцами. Такие обозначения можно встретить в творениях Отцов Церкви. В конце XIX века особой популярностью пользовалось слово «поклонник», то есть человек, который поклоняется святым местам.
В скором времени на Руси стали образовываться паломнические центры. Многие верующие отправлялись пешком в путешествия. Они брали с собой только необходимые вещи. Перед таким путешествием верующие брали благословение у духовного отца. Паломничество той поры было очень трудным занятием и требовало больших физических и духовных сил.
Иеромонах Серафим ( Парамонов) в своей книге " О паломничестве и странничестве “ пишет : «Вступая на путь паломничества, двигаясь к святой цели, отстоящей от места его жительства на тысячи километров, человек обрекал себя на долгие месяцы и годы жизни, полной лишений и опасностей. Духовный путешественник приступал к своему намерению как добровольному несению креста – целиком полагаясь на волю Божью.
Возможно, что ему предстояло умереть, не достигнув конечной цели своего странствия, безвестно (не для Господа, а для своих родных и близких) сгинуть на горной тропе или в морской пучине, быть убитому разбойниками, скончаться от болезни. Уходя из прежней жизни, от семьи, родного места, страны – духовный странник как бы умирал для родных и вступал на путь, ведомый одному Господу. Паломничество в древние времена, без сомнения, было подвигом веры – человек пускался в путь уже уверовавшим, но ему следовало пронести свою веру сквозь странствие и очистить ее страданием и терпением».
Подготовила Татьяна Андреенкова