» » » » Как возникло православное паломничество

Как возникло православное паломничество

27 марта 2015, 857, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Слово «паломник», которое используют в современном обиходе,  произошло от старорусского слова  «пальмовник» (palmarius). В дословном переводе  это значит «человек, который держит в руке пальмовую ветвь».  Изначально так именовали богомольцев, которые, участвовали в Крестных Ходах на Святой Земле.  Желающие встретить Рождество Христово в Иерусалиме, стремились  в это место заранее, чтобы провести там весь период Светлой Седмицы. Ей предшествовал Праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день паломники принимали участие в Крестном Ходе до стен Иерусалима, держа в руках пальмовые ветви. С этими ветвями в руках жители Иерусалима  встречали Иисуса Христа около двух тысяч лет назад.  С течением времени паломниками стали назвать верующих, которые совершали путешествие не только в Иерусалим, но и к другим святым местам.

Христианская традиция паломничества имеет многовековую историю.  С самого начала существования Церкви,  православные верующие посещали святые места. В 325 году император Константин Великий написал указ,  свидетельствующий о  строительстве храмов в святых местах. Уже в 4-м веке в Вифлеем и Иерусалим  приехали многие христиане,  чтобы поклониться святыням.

Православное паломничество возникло с первых веков распространения христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир в 987 году привез в Киев кресты, иконы и другие святыни. Святая равноапостольная княгиня  Ольга также считается одной из первых православных паломниц. В 957 году она в сопровождении своих подданных посетила Константинополь, где находились многие православные святыни. Великая княгиня приняла крещение  в храме Святой Софии.

На VII Вселенском соборе, который проходил в 787 году Отцы Церкви составили ряд богословских принципов, которые объясняли духовную суть паломничества.

 В русской православной традиции паломников иногда называли странниками, богомольцами. Такие обозначения можно встретить в творениях Отцов Церкви.  В конце XIX века особой популярностью пользовалось слово «поклонник», то есть человек, который поклоняется святым местам.

В скором времени на Руси стали образовываться паломнические центры. Многие верующие отправлялись пешком в путешествия. Они брали  с собой только необходимые вещи. Перед таким путешествием верующие брали благословение у духовного отца. Паломничество той поры  было очень трудным занятием и требовало больших физических  и  духовных сил.

Иеромонах Серафим ( Парамонов)  в своей книге " О паломничестве и странничестве “ пишет : «Вступая на путь паломничества, двигаясь к святой цели, отстоящей от места его жительства на тысячи километров, человек обрекал себя на долгие месяцы и годы жизни, полной лишений и опасностей. Духовный путешественник приступал к своему намерению как добровольному несению креста – целиком полагаясь на волю Божью.

Возможно, что ему предстояло умереть, не достигнув конечной цели своего странствия, безвестно (не для Господа, а для своих родных и близких) сгинуть на горной тропе или в морской пучине, быть убитому разбойниками, скончаться от болезни. Уходя из прежней жизни, от семьи, родного места, страны – духовный странник как бы умирал для родных и вступал на путь, ведомый одному Господу. Паломничество в древние времена, без сомнения, было подвигом веры – человек пускался в путь уже уверовавшим, но ему следовало пронести свою веру сквозь странствие и очистить ее страданием и терпением».

 

Подготовила Татьяна Андреенкова




 

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии