Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 года от игумена Митрофана на 24-м году жизни. В этот день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий. Стал Сергий первым постриженником своей уединённой обители, первым начинанием и последним мудрованием, первый по счёту, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал. Митрофан сказал Сергию, что на месте его пустынножительства распространит Господь обитель великую и именитую, из которой пронесётся слава имени Божия.
Остался жить Сергий в пустыне с единым Богом. Много было искушений: голод, жажда, мороз, страх, уныние и терзание души, тягость, волнение... Мужественный подвижник прогонял страхи и погружался в молитву, которую читал с огромной верой в душе. Он обуздывал плоть постом, трудами и долговременными молитвами на коленях.
Однажды Сергий увидел у кельи голодного медведя, сжалился над ним, как над человеком, вынес бедному животному кусок хлеба, после чего зверь потом часто приходил за утешением. Сам же молитвенник с радостью делил с ним хлеб, иногда отдавая последний кусок, рискуя умереть от голода.
Не больше двух-трёх лет прошло, как заговорили люди о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему люди, сначала ради душеполезной беседы и совета духовного, затем нашлись желающие и жить поблизости. Так собрались к Сергию до 12 братьев, построили кельи, а обитель свою обнесли оградой.
Около двенадцати лет протекло со времени прихода к Преподобному его первых сподвижников, но игумена в новой обители всё еще не было. По глубокому смирению Сергий не хотел принимать ни игументства, ни сана священника. Он был первый из тех, кто чувствовал себя на правах слуги или обыкновенного работника, но братья чувствовали нужду в игумене и неотступно умоляли наставника принять на себя настоятельство. Долго не соглашался Преподобный Сергий, потом смирился и принял посвящение в сан.
Расширялась обитель Сергиева и принимала вид вполне благоустроенного монастыря, который со временем стал одним из главных центров русского православия и средневековой русской культуры.
Годы шли, богоносному Сергию было уже за 70 лет, когда приблизился исходу временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что готовность к этому часу подсчитывалась многочисленными подвигами. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры, блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению.
Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. Последние слова которого были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря, но и к каждому русскому человеку: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..." Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, на 78 году жизни.
Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Он был похоронен возле монастыря, где жил один благочестивый человек, который часто ходил молиться к нему на могилу. Однажды, после вечерней молитвы, ему привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело покойного достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей. Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными. В 1463 году Новгородским архиепископом, святым Ионой, была поставлена в Новгороде, первая известная церковь во имя преподобного Сергия. Сейчас мощи его находятся в Сергиевой Лавре. К ним каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить.
Сергий Радонежский вошёл в историю, как один из величайших русских святых. Он сыграл огромную роль в истории Русского государства. Более двухсот лет народ русский находился в тяжёлом порабощении у иноплеменников, утратив надежду на освобождение. Но Преподобный вдохнул в него веру, поднял упавший дух, пробудил доверие к себе, к своим силам, по его молитвам и по милости Божией освободились русские от нравственной и политической зависимости.
Он любил и любит свой народ и свою родную землю, постоянно ходатайствуя за неё перед Престолом Божиим. За такую любовь к православному Отечеству и народу он всегда был взаимно любим. Преставление Препободного Сергия народ долго оплакивал, но твёрдо веровал, что Святой не оставит своё Отечество даже после кончины. И действительно, по преставлении на Небо он как бы воздвигается Ангелом-Хранителем всей Руси. В самые тяжёлые времена, когда терялась всякая надежда на спасение, незамедлительно приходил на помощь, своим молитвенным предстательством перед Престолом Божиим спасал Россию, народ и Церковь от погибели.
Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Из всех русских святых преподобный Сергий Радонежский кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок: он близок тем, что предстоя неразделенным сердцем, неразделенной мыслью перед лицом Господним, возносит молитвы о всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой.
Будем же и мы возносить свои молитвы с постоянством, с крайней простотой, со всей постижимой чистотой сердца к смиренному, простому и вместе с тем, неутолимо цельному и чистому святому Русской земли, будем молиться о себе, чтобы по его молитвам и нам найти путь простоты и цельности, молиться о всем мире, молиться также – и особенно – о той земле, которую он так глубоко, живо и отреченно умел любить, чтобы на ней, как и при нем после страшного татарского ига, жила благодатная оттепель, мир, любовь и единомыслие среди людей. Основанные на вере в Бога, на вере в человека, на вере в то, что Господь есть Господь земной истории и что все события в жизни в конечном итоге – это тайна спасения.
Если мы сможем поверить не только на слове, не только умом, но всю жизнь и себя предать в руки Божии, вчитываться в Его слово и без пощады к себе, но с крайним милосердием к другим быть творцами, а не только слушателями слова Божия, глаголов Святого Духа. И тогда, если мы самой жизнью, тем, как мы прислушиваемся к Богу и исполняем Его волю, войдем в эту тайну безмолвия и молитвенного созерцания, то через нас, так же как через преподобного Сергия, хотя, может быть, в такую малую нашу меру, благодать придет на людей, которые вокруг нас, и дальше, и шире - на всех тех, кого так возлюбил Господь, что Он Своего Сына Единародного дал на смерть и распятие, только чтобы люди могли поверить в любовь – и Божию, и человеческую, уверовать и начать жить верой. Аминь».
Действительно, святые угодники Божии даны нам, для того, чтобы быть примером жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому, и другу, и врагу, и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нёс эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн. Потому-то к нему, как к неиссякающемуся роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.
Преподобный отче наш, Сергие, моли Бога о нас!
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов