День Святого Духа — праздник, который был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим..
Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.
Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.
Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына — Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы — «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности»
До Своих крестных страданий Спаситель говорил ученикам: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам … Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам... Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать». И вот в третьем часу в де6нь Пятидесятницы внезапно раздался с небес гром, и все семьдесят, бывших в иерусалимской горнице, исполнились Святого Духа. Речь каждого из апостолов стала понятна «всем языком», которые собрались со всех концов земли в Иерусалим на праздник.
Через пятьдесят дней после перехода через Черное море, Израиль принял десятисловие Моисея; в пятидесятый день по искуплении греха Спасителя человек принял Духа Святого. Подобно живому слову, Он сошел в виде языков, давая апостолам язык благовествования и освящая индивидуальные качества каждого. Почил же не на устах, а на главах их, охватывая разум; с этого времени апостолы посвящали в священнический сан рукоположением, возложением рук на главу. Дух Святой назван Утешителем, ибо имеет силу утешать и смирять нас. Огонь — символ очищения.
Изливаясь на всякую плоть, Дух Святой исполняет мира. Он — внутренний голос человека, указующий путь к познанию истины. Им прогоняется всякий недуг, всякая душевная болезнь. Троекратно Иисусом Христом Дух Святой дан был Его ученикам: до распятия «не яве зело», по воскресении дуновением «явственнее». И вот сейчас ниспослал Его совершенного, освящающего и просвящающего «и тем паки концы вселенныя приводяй».
Молитва
СВЯТОМУ ДУХУ
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА
(ИСАЙЯ 11,2-3)
Главнейшие и более общие дары Духа Святого, по исчислению св. пророка Исаии, следующие семь: 1) дух страха Божия; 2) дух познания; 3) дух силы; 4) дух совета; 5) дух разумения; 6) дух мудрости; 7) дух господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени.
1) Дар страха Божия есть та глубокая, внутренняя богобоязненность, которая служит лучшим охранением от зла и источником дел святых.
2) Дар познания или ведения есть способность видеть отдаленное будущее, которая в высшей своей степени составляет особенность пророческого служения.
3) Дар силы или крепости есть та твердость духа, или духовное мужество, которое, проистекая из твердой веры и упования на Бога, делает человека непреклонным в исполнении воли Божией, так что он не страшится никаких напастей и ужасов. «Аще и пойду по среде сени смертныя — говорит псалмопевец, - не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Псал. 22,4).
4) Дар совета составляет способность наставлять других на путь истины. Без этого дара самые глубокомысленные наставления, самые усердные, по-видимому, заботы о благе другого не принесут никакой пользы, а напротив только ожесточат наставляемого; тогда как при даре Духа Святого и простое, безыскусное слово глубоко действует на сердце слушателя; доказательством всему этому служит многократно замечаемый нами опыт.
5) Дар разумения или разума составляет способность глубоко понимать вещи и видеть цели и человеческие намерения. Пример этого представляет отзыв Спасителя о двух лептах, пожертвованных в пользу Иерусалимского храма вдовицею (Мф. 12, 41-44, Лук. 21, 1-4), и прозорливость апостола Петра, когда он обличил обман со стороны Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-4).
6) Дар мудрости есть способность находить самые лучшие средства для достижения нравственных целей. Пример такой мудрости показал царь Соломон, когда самым простым средством открыл действительную мать оспариваемого младенца. (3 Цар. 3, 16-28)
7) Дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени составляет та святость жизни, которая, отличая Божиих избранников, служит назидательным примером и для обыкновенных людей.
18 апреля 2013 года состоится с ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
31 марта 2013 года состоится лек ...
Догхантеры - диагноз нашего врем ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Христианство и язычество: двухты ...
Миссионерское Обозрение 10.02.24 ...
В помощь новоначальному: как выб ...
Христианство и язычество: двухты ...