30 МАЯ С.СТ./ 12 ИЮНЯ Н.СТ. - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
В сутолоке повседневных забот православный христианин порой забывает о благодатных сокровищах, подаваемых верующим в Церкви Христовой, и погружается в мутное море погони за земными благами, захлебываясь в волнах суеты, греха и различных пороков. Тогда отходит от него надежда вечной жизни, тускнеет в сознании его жизненная цель, душа черствеет, человек становится неудовлетворенным, раздражительным.
Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Пятидесятница - это день новой встречи Божественного Утешителя с жаждущей утешения человеческой душой, которая может снова пить из источника живой воды и наполнять себя самыми возвышенными и благородными чувствами. В этот день благодать Духа, подобно огню, испепеляет его прегрешения; подобно елею, смягчает его сердце; подобно свету, проясняет его мысль; подобно благоуханному миру, освящает все его существо. Благодать дает ему духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога, помогать ближним. Прежнее смятение и озлобленность она заменяет внутренним миром и радостью, как свидетельствует об этом старец Силуан Афонский по своему опыту: "С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь."
Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
Такими словами начинается в нашей церкви любое богослужение, любое таинство, любое священнодействие, потому что мы призываем на наши дела, на нашу жизнь, души и сердца благодать Святой Троицы. Ум человеческий не может вместить полноту Святой Троицы, явленную нам в Священном Писании и было много человеческих попыток узнать сущность Троицы, что Она есть по своему существу. В Священном Писании нам было открыто единственное определение, которое может нам дать понять тайну Пресвятой Троицы. Апостол Иоанн Богослов сказал нам: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога"(1Ин.4,8). Поэтому когда человеческий ум дерзает познать святую Троицу, познавать ее можно только в Духе Святом, только в истине и только тому человеку, который является чадом святой, соборной и апостольской Церкви.
День ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ - величайший праздник и величайшая радость, потому что нам дан этот Дух Святый, которым мы можем познавать Троицу святую, единосущную, нераздельную и непостижимую. В первых страницах Библии нам говорится о том, что в Превечном Совете Лица Пресвятой Троицы уже полагали о создании мира и человека, читая Священное Писание, мы находим там такие слова: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему:"(Быт.1,26). Не говорят в единственном лице "сотворю", но "сотворим" человека - по образу Нашему и по подобию. Какой образ и подобие даны нам с вами? Образ Божий в нас состоит в нашем владычественном уме, который дан нам Богом, мы - единственное существо, которому дан ум - способный постигать Бога, постигать истину, стремящийся к познанию причины происходящего с нами в нашей жизни. Нам дана свободная воля, чтобы мы возлюбили добро, истину и всю свою жизнь отдали Богу и для служения людям.
Нам дано чувство любви, которое мы должны посвящать Богу и ближнему нашему, потому что в этом весь закон: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:возлюби ближнего твоего, как самого себя"(Мф.37-38).
И в этот день святой Пятидесятницы - день Святой Троицы, мы снова вспоминаем событие, которое случилось на 50-й день по Вознесении Спасителя нашего на Небеса - ученики Его сидели в Сионской горнице и вдруг сделался некий как бы шум ветра и все ученики, и люди, находящиеся в Сионской горнице увидели, что Дух Святый в виде огненных языков почил на каждом из них, и все они исполнились благодати Святаго Духа и стали говорит иными языками.
Для чего случилось это событие? Господь сказал, что не оставит Своих учеников сирыми, но пошлет Святаго Духа, Которого видимым или ощутимым образом еще не было и, как мы слышали в Святом Евангелии, Христос еще не был прославлен, и Дух Святый еще не был в мире. Но Христос был прославлен в день Вознесения и поэтому Дух Святый был послан от Отца в этот мир, чтобы освящать его светом истины, чтобы не давать ему возможности кануть в небытие, чтобы каждый человек приходил к познанию Бога и к познанию истины. Дух Святый со дня Пятидесятницы живет в нашей церкви, в святых таинствах и поэтому мы, если имеем такое желание и возможность, то реальным образом можем познавать Его, участвуя в таинствах церкви.
Всякое таинство, всякое пророчество, всякое поучение - это есть плоды Духа Святаго. Порой это бывает непостижимо человеческому уму, но сердцу дано знать Духа Святаго, потому что каждый из нас знает такое слово "благодать". Это слово человек познает тогда, когда он молится Богу и когда беседует в Духе с Богом, тогда он исполняется этой благодати Божией, которая выражается в чувстве умиления. А что такое чувство умиления? Мы познаем, что Господь любит нас грешных, и за это проливаем теплые слезы умиления. Когда человек в Духе познает любовь Божию и познает, как он далеко отстоит от Бога, то он исполняется чувства благодати. Это чувство есть посещение нас Святым Духом явно в таинствах нашей церкви, особенно в таинстве Покаяния и в таинстве Причащения.
И вот нам Духом Святым дано знать Бога, дано нам знать непостижимые тайны существа Божия, нам открыто, что Бог есть Троица единосущная, но троичная в Лицах, когда объединяет их единая сущность, единство мысли, любви, дел. Мы различаем в Троице Бога Отца, Бога Сына, рожденного от Бога Отца, и различаем истинного Бога - Духа Святаго, исходящего вечно от Бога Отца. Троица, не имеющая ни начала, ни конца, бесконечная, непостижимая, всеблагая, всеправедная и всесовершенная, всегда пребывающая и никогда не перестающая быть, дающая мир, жизнь, свет и истину этому миру.
Человеческое существо не может взирать на солнце глазами без каких-либо побочных средств. Так непостижимо и существо Святой Троицы, но единственное открыто нам, что Бог есть любовь и познается любовью.
Когда блаженный Августин рассуждал о таинстве Святой Троицы, хотел постичь эту непостижимую тайну существа Божия и долго размышлял об этом, он сидел на берегу Адриатического моря, вдруг увидел он на берегу отрока, который выкопал маленькую яму, черпал ведром воду из моря и хотел залить эту ямку. Блаженный Августин спросил у него: "Что ты делаешь?" Он сказал: "Я хочу это море перечерпать в эту маленькую ямку". И сказал тогда блаженный Августин: "Это невозможно сделать, море такое великое, а ямка такая маленькая". И тогда отрок отвечает ему: "А как ты, будучи человеком и существом ограниченным, пытаешься проникнуть в тайны существа Божия, они непостижимы и безграничны, и Бог познается только любовью". Вот так Ангел возвестил блаженному Августину о непостижимости и безграничности существа Божия и открыл ему, как должно познавать Бога.
Авва Дорофей, великий учитель духовной жизни, говорит всем нам, что мы должны помнить слова Спасителя, что только чистые сердцем Бога узрят, что только душе, очищенной в духе, очищенной покаянием, только такой душе открываются великие тайны Божии. Он говорит: "Представьте себе, что наш мир подобен кругу, центр этого круга есть Бог всемогущий - Творец неба и земли. Радиусы, исходящие из этого круга, из этого центра жизни - есть мы с вами. Если человек стремится к Богу, от окружности стремится к центру любовью, добротой и истиной, то он невольным образом соединяется и с радиусом, и с каждым человеком. И наоборот: если люди как радиусы сближаются друг с другом, значит они невольно приходят к центру жизни; приходят к Богу, если они пребывают в любви между собой". Вот поэтому, если мы хотим познавать Бога, хотим соединяться с Ним, хотим, чтобы Он реальным образом жил в нас, тогда должны иметь смыслом своей жизни любовь, потому что без любви невозможна никакая христианская духовная жизнь, невозможно никакое познание Бога как Троицы Святой. И поэтому сама Святая Троица являет нам закон любви, потому что любовь Лиц Пресвятой Троицы направлены друг на друга.
Великое откровение было дано нашей Церкви, которое может познавать всякий человек. Нашей русской Церкви дано познание Святой Троицы, ибо Андрею Рублеву была открыта тайна Святой Троицы. Каждый помнит эту икону, помнит - как лица склоняются друг перед другом так, что невозможно постичь, кто из них первый, а кто последний, потому, что всех их объединяет единство любви. И вот мы с вами, глядя на Образ Святой Троицы, также должны помнить о том, что мы христианами можем быть только тогда, когда помним, чей образ мы на себе носим. А носим мы на себе образ святой единосущной, животворящей и нераздельной Троицы. Когда мы себя осеняем крестным знамением, когда мы складываем персты вместе во имя Отца и Сына и Святаго Духа, значит в этот момент мы осеняем себя воспоминанием Пресвятой Троицы, и поэтому перед каждым делом мы должны осенять себя крестным знамением. Однажды, когда старец Силуан, еще будучи в миру, ехал в поезде, он встретился с человеком, который предложил ему закурить, старец ответил ему, что христианину не полагается курить, тем более монаху. А человек этот говорит ему, что никак не может избавиться от этой привычки. Старец Силуан посоветовал ему: "Когда тебя будет тянуть покурить, ты прочитай молитву Отче наш". Этот человек говорит: "Как-то неудобно перед этим делом читать молитву Отче наш". Тогда старец Силуан говорит ему: "Так вот, всякое дело, перед которым неудобно читать молитву, не должно делать". Мы должны помнить, что когда у нас появляется какая-то раздражительность, гневливость, ложь и лицемерие, должны осенить себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа и тогда язык не повернется солгать, кого-нибудь осудить, раздражиться или еще какое неправедное дело сделать, потому что мы призываем в нашу жизнь Святую Троицу - Бога любви.
Когда святой равноапостольный Константин, брат Мефодия, учителя славянских народов, спорил однажды с сарацинами о Святой Троице, они обратились к нему и сказали: "Почему многие люди верят в единого Бога, но никак не принимают христианство, Бога-Троицу которого тяжело познать". Тогда равноапостольный Константин говорит им: "Ваше учение подобно малому ребенку, через которого можно перепрыгнуть, а христианство, вера в Святую Троицу - оно глубоко, таинственно и исполнено премудрости". Нам дано познание Святой Троицы в подобиях. Вот солнце сияет каждый день и собою как бы символизирует Святую Троицу. Представьте себе солнечный день, этот диск, этот круг не имеет ни начала, ни конца, и этот круг подобен Богу Отцу, который не имеет ни начала, ни конца, Он безначален. Из этого круга исходят лучи света, этот свет подобен второму лицу Святой Троицы - Господу нашему Иисусу Христу, который Светом Евангелия, светом любви и истины просветил весь мир. И мы знаем, что от этого солнца исходит теплота, оживляющая каждого из нас, каждую травинку на земле. Вот эта теплота солнечная подобна третьему лицу Святой Троицы - Духу Святому, животворящему, согревающему собой каждого христианина и каждого человека, который стремится к познанию истины. Каждый человек имеет в себе дух, подобно Духу Божиему и в этом духе имеет ум, имеет волю, чувства, которые составляют единого человека. Поэтому наш ум должно посвящать служению Богу, добру и истине, и познавать должно Святую Троицу, насколько это возможно - делами любви и милосердия. Волю свою каждый человек должен отдавать Богу, борясь со своими страстями и похотями, потому что только такой человек, который распинает свою плоть, борется с пороками, только такой человек отдает свою волю Богу. И чувства наши должны мы также посвящать единому, непостижимому Богу, призывая в свою жизнь благодать Святаго Духа.
А как возможно исправить свою жизнь? Как можно, чтобы все наши чувства, наш ум и воля служили Богу? Без молитвы, без благодати Духа Святаго, которая дается в церковных таинствах это невозможно. Поэтому каждый христианин день и ночь призывает Святаго Утешителя Духа: "Царю Небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, души наша". Мы должны ежечасно и ежеминутно призывать Господа Иисуса Христа в молитве сердечной и умной: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Через эту молитву человек приобщается Духа Святаго и без этой молитвы невозможно единение с Богом. Мы должны всегда об этом помнить.
День Святой Пятидесятницы научает нас многому: научает нас единству, любви, потому что Бог есть любовь и бытие Святой Троицы есть любовь. Мы должны помнить о том, в каком виде Святый Дух сошел на апостолов - в виде огненных языков, и мы должны знать, что Бог наш есть "огнь поядающий" и своей жизнью мы должны уподобляться Ему, иметь огонь любви и ревности, потому что человек, не имеющий этой ревности, не может быть христианином. Нам Откровение говорит: "Знаю твои дела, ты не холоден и не горяч, :но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"(Откр.3,15-16). Каждый из нас должен светиться и согревать этот мир, лежащий во зле. Мы должны помнить слова Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"(Мф.5,16).
И каждый из нас, в этот день Святой Троицы, тоже должен исполниться Духа Святаго и как святые апостолы, получив эту благодать, должны благовествовать всему миру и стать посланниками, благовествующими о слове истины, о Христе, о Святой Троице. Каждый из нас должен нести в своей жизни это апостольство, по нам будет судиться наш Бог - Бог любви. Будем иметь и мы между собою любовь, и тогда люди, глядя на нашу жизнь, скажут: "да, эти люди - дети Божии", а если увидят нашу злобу, эгоизм, тогда скажут: "мы не будем верить в такого Бога, потому что эти люди не несут в себе образ и подобие Того в Кого верят". Мы должны помнить, что каждому из нас дана величайшая миссия, величайшая благодать Духа Святаго - благовествовать о Господе Иисусе Христе и о Святом Духе - которая заключается не в словах человеческой мудрости, потому что и святые апостолы были простые рыбаки, но исполнились благодати Духа Святаго и стали говорить на иностранных языках, даже люди поражались, как они - неученые, говорят иными языками. А это дано было им благодатью Духа Святаго, чтобы весь мир привести к познанию Бога. Те люди, которые собрались строить Вавилонскую башню, которые хотели утвердить свое имя на земле, захотели уподобиться Богу, но Господь рассеял эти племена и языки, так что они не стали понимать друг друга, говоря на разных языках.
И вот теперь апостолы, ради единства, ради Церкви, ради мира собраны для спасения этого мира. Чтобы стать солью этого мира, Господь дает им понимание других языков и через это они все народы, все племена, привели к познанию Евангелия, к любви и истине.
В эти святые дни мы будем молить Святаго Духа, будем призывать Утешителя в нашу жизнь, чтобы в нас горел огонь любви к Богу Вседержителю, чтобы мы исполнялись верности, единства и любви по образу Святой Троицы. Тогда наша жизнь станет светом для всех людей, станет истинной, добротой и сиянием.
В день Святой Троицы, еще с давних времен, христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами, во время службы, стоят в храме с цветами. Дух Святой дает жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всем творении Божием.
Тропарь праздника
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Величание праздника
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси Божественным учеником Твоим.