» » » » О празднике Святой Троицы

О празднике Святой Троицы


Весна – прекраснейшая пора. В эти дни мы видим, как все наполняется зеленью. Это красота Божья, прославление Его имени. Как лучи прикасаются к зелени, которая была в земле, или дерево, которое было мертвое зимой, не имело ни листьев, ни плодов, но теплота прикоснулась к этому дереву, и оно распустилось, и дало зелень, и дало цветок, и плод, так же и Дух Святой прикасается к сердцу человека, и оно, сухое, казавшееся мертвым от греха, воскресает, и то семечко, которое, по Слову Божьему, находится в сердце человека, начинает понемногу прорастать и давать свои плоды. И не зря в эту пору Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – День Святой Троицы, Пятидесятницу.

        Об истории установления праздника Святой Троицы, его понимании и традициях нам рассказал настоятель Свято-Сретенского храма Одессы протоиерей Илья Манита. 

Весна – прекраснейшая пора. В эти дни мы видим, как все наполняется зеленью. Это красота Божья, прославление Его имени. Как лучи прикасаются к зелени, которая была в земле, или дерево, которое было мертвое зимой, не имело ни листьев, ни плодов, но теплота прикоснулась к этому дереву, и оно распустилось, и дало зелень, и дало цветок, и плод, так же и Дух Святой прикасается к сердцу человека, и оно, сухое, казавшееся мертвым от греха, воскресает, и то семечко, которое, по Слову Божьему, находится в сердце человека, начинает понемногу прорастать и давать свои плоды. И не зря в эту пору Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – День Святой Троицы, Пятидесятницу.

         Об истории установления праздника Святой Троицы, его понимании и традициях нам рассказал настоятель Свято-Сретенского храма Одессы протоиерей Илья Манита.

История становления праздника Троицы

В церкви день Святой Троицы – это день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, и апостолы, получивши дар Святого Духа, пошли проповедовать ко всем народам. Дар, который получили в тот момент апостолы, был знанием разных языков. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:4). Апостолы стали понимать людей, находящихся в Иерусалиме, беседовать с ними. Ведь в этот праздник в городе собиралось большое количество разного народа. Каждый иудей должен был 3 раза в обязательном порядке прибыть в святой град для того, чтобы принести жертву Богу, в том числе и в день Пятидесятницы.

Праздником Пятидесятницы для иудеев был день, когда они получили закон с горы Синай, где Бог явился пророку Моисею. Тогда народ побоялся подняться на гору, потому что видел гром и молнии, ангелов, которые трубили в трубы, а сама гора от прикосновения с Богом начала дымиться. Поэтому люди в страхе своем послали на гору одного Моисея. С тех пор, в день получения Закона Моисеева, иудеи собирались в Иерусалиме, чтобы получить благословенье Божие и принести жертву.

Самое удивительное, что именно в этот день – 50-ый день по Пасхе, Господь посылает Духа Святаго. В Евангелии от Иоанна Богослова Христос говорит: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7), – он утешал своих апостолов, говоря, что должен пострадать, должен принять мучения, быть отвергнутым старейшинами, преданным своим учеником: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.16:16-17). Поэтому Дух Святой здесь сходит в виде языков пламени.

В Евангелии мы видим, что Дух Святой уже являлся, но в виде голубя, во время Крещения Господня – Богоявления. В этот день Бог явственно явился в виде Троицы. Прежде всего это Сын, который воплотился в человеческую плоть, однако, как говорит апостол Павел: «Он должен был стать таким, как мы, но без греха и непослушания, так сильно оскверняющего нашу человечность. Он освятил нас, став одним из нас, приняв нашу человечность и назвав нас братьями» (Ев.2:11).

Во время Крещения Господня является Святая Троица, но не просто является, а Дух Святой сходит на Христа в виде голубя. Святые отцы говорят, что Господь пришел в мир проявить кротость, любовь, милосердие и прежде всего смирение. А голубь – это самое кроткое животное на земле. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21-22).

В Ветхом Завете мы можем найти намеки на Святую Троицу. Когда открываем книгу Бытия, в первых же строках видим: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Тут как бы таинственно прикрыта Святая Троица. Мы знаем, что Троица являлась праведному Аврааму в виде трех ангелов. Но для евреев это было временно сокрыто. Евреи были очень падки на идолопоклонство. Например, неизвестно даже, где погребен Моисей, так как евреи могли сделать из него бога. Когда Моисей поднялся на гору Синай, евреи за эти сорок дней уже успели создать золотого тельца, которому поклонялись, и говорили, что это бог, который вывел их из рабства египетского. Поэтому в Ветхом Завете Господь не явственно открывает таинство Святой Троицы, а полностью открывает в Новом Завете, когда апостолы получаю совершенный дар.

Удивительно, что именно в день Святой Троицы Дух Святой сходит в виде огненных языков. Святые отцы, например, Святитель Игнатий Брянчанинов и Иоанн Златоуст, говорят, что огонь Духа Святого с одной стороны опаляет человеческие грехи, а с другой – зажигает сердца, которые горят этим Божественным Огнем.

Подвижники, достигающие святости, стяжают внутри себя Духа Святаго, и по многочисленным свидетельствам, горят, как пламенная свеча перед Богом. Например, Ксения Петербургская сутками ходила босиком, но даже в лютые морозы снег не вредил ей, а наоборот, таял от ее горячей молитвы.

День рождения Церкви

День Святой Троицы – это прежде всего День рождения христианской Церкви, которая дарует спасение человеку. Мы можем с точностью сказать, что Церковь родилась именно в день Святой Пятидесятницы.

Дух Святой в разные времена подавал разные дары. Дарование языков было очень необходимо апостолам для проповеди тем иудеям, которые прибыли в Иерусалим на Праздник, и всему миру. Во времена преподобных Дух Святой подавал им возможность исцелять многих людей телесно и духовно – через исповедь, покаяние, смирение, кротость, любовь. Сейчас мы живем в такое время, когда грехи настолько возобладали над нами, что любовь отступила от сердец. Совершенный дар Духа Святаго – это любовь. Мы видим это на примере Амвросия Оптинского, когда люди за тысячи километров приходили к батюшке, чтобы почерпнуть любовь. Они говорили, что видят в его глазах такую любовь, которая исцеляет душу. То же самое говорили о преподобном Серафиме Саровском. Он жил в глухих лесах, прятался от людей, а они его искали, потому что хотели прикоснуться к этому источнику Любви Божией.

Господь часто говорит о Духе Святом в Евангелие, например, в разговоре с самарянкой: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). Господь тут сравнивает Духа Святаго с водой, которая оживотворяет душу.

Действие Духа Святаго как раз в полноте является на каждом человеке. В Таинстве Крещения священнослужитель помазывает человеку Святым Миром самые важные члены его тела и, призывая благодать Духа, говорит: «Печать дара Духа Святаго», причем крещаемый (либо восприемники) повторяют: «Аминь. Да будет так». Именно во время крещения каждый человек получает сошествие Духа Святаго в сердце. И если бы мы не грешили после своего крещения, то мы могли бы общаться с Богом точно так же как праведный Авраам общался с Богом и слышал Его голос, или многие другое святые.

Мы, к сожалению, своими грехами оскверняемся, и Дух Святой удаляется от нас. Как говорят святые отцы, как пчела не может находиться возле дыма, так и возле греха не может находиться благодать Духа Святаго. Хотя, с другой стороны, Дух Святой, если бы не поддерживал нас, то человечество давным-давно погибло бы.

 В этот  святой день верующие люди призывают Духа Святаго в молитве: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». А на всенощном бдении священнослужитель говорит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Мы все очищаемся Духом Святым, мы им движемся, мы живем им.

Понимание Троицы

Чтобы понять Троицу, мы можем обратиться к Символу Веры. «…Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша…», – так Святая Церковь говорит о Святой Троице. Именно в этом сокрывается все таинство.        

Таинство, по сути своей, не может быть понято в полноте. Есть такой пример у блаженного Августина: однажды он молился и просил Бога открыть ему всю тайну Святой Троицы. И вот когда он с этими раздумьями проходил мимо моря, то увидел мальчика, который ложечкой вырывши канавку вливал туда воду из моря. Блаженный спросил у мальчика: «Что ты делаешь?», на что тот ответил: «Пытаюсь перелить море в канавку». Блаженный удивился: «Разве можно такое большое море перелить в эту канавку?» И тогда мальчик сказал: «А разве ты своим умом можешь понять всю тайну Святой Троицы?». И в этот момент мальчик исчез. Тогда блаженный Августин понял, что это был ангел, который дал ему понять, что всю суть Троицы никто из людей понять и объяснить не сможет.

Мы веруем в Троицу, мы знаем, что Бог триедин, мы знаем, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой – это Троица Живоначальная, Нераздельная, которая являет для христиан совершенную тайну. Мы веруем в это, но объяснить всю полноту не можем. Мы знаем, что Отец рождает Предвечного Сына, Сын Предвечно рождается от Отца, а Дух Святый исходит от Отца. Догмат Святой Троицы открывается на вере человека. Поэтому мы знаем о Троице настолько, насколько нам открыл Сын Божий.

У Святителя Игнатия Брянчанинова есть замечательное сказание о Троице, в котором говорится: «Неужели ты, живущий на земле, не понимаешь, что находишься в отце своем, что каждый, кто рождается, рождается благодаря своему отцу, и частица отца всегда находится в человеке. Неужели ты не видишь, что в твоих детях находится частица тебя».

Церковью установлено семь таинств, но семь ли? Все в церкви таинственно. Посмотрите даже на освящение воды. Вода по сути остается водой, но свойства её уже другие, она как бы меняет свое существо. Нельзя это объяснить физически, но можно объяснить верой, что по вере молящегося сотворяется чудо. А здесь по вере нашего ума, нашего сердца сотворяется чудо.

А можно сказать словами Соломона: «Чем больше я живу на земле, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю».

Народные традиции

В Ветхозаветное время в день Святой Пятидесятницы иудеи украшали свои жилища всякой зеленью. Это был ещё праздник Кущей, когда иудеям был дан Закон Божий. Мы тесно связаны с Ветхим Заветом. Помните евангельские слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). Это есть некая таинственная связь с ветхозаветной церковью.

В эти дни мы видим, как все наполняется зеленью. Христос говорит о Царстве Божьем, чему оно подобно: «Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк.13:19). Господь символично говорил о Духе Святом, который прикасается к сердцу, и там поселяется частица этого семени – слова Божьего. Оно прорастает, и на примере многих святых, таких как Святитель Иннокентий Одесский или преподобный Гавриил Афонский, мы видим, что они обрабатывали землю своего сердца, и маленькое семечко, которое они получили во время крещения в свое сердце, прорастало в огромное дерево, и многие люди приходили и укрывались в его ветвях.

Украшение храмов и жилищ зеленью – это символ того, что все мы воскреснем после Страшного Суда, восстанем и будем жить совершенно другой жизнью. Ну и конечно же благодарение Богу, за то, что он умножил, украсил нашу жизнь, дал нам жить и прославлять Творца своего.

 

Беседовала Ирина Кондратьева


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии