Состоялась встреча с писателем Ю.Воробьевским и режиссером Е.Козенковой в рамках православной выставки
10 июля 2011 года состоялась встреча с известным писателем Юрием Воробьевским и режиссером Еленой Козенковой в рамках международной православной выставки-ярмарки «МИР ПРАВОСЛАВНЫЙ» в конференц-зале ОЦНТЭИ (ул. Ришельевская, 28, 3-ий этаж).
Представил гостей выставки председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, соорганизатора этой выставки – протоиерей Олег Мокряк.
Первой провела презентацию своего нового сериала, посвященного русскому-экономическому чуду рубежа ХІХ-ХХ веков «Русский локомотив» режиссер Елена Козенкова. Она сореентировала на основных событиях, которые отображены в фильме. О русском-экономическом чуде, о эпохе Столыпинских реформ, которые сыграли важную роль в экономическом развитии страны, о приминении новейших модернизированных технологий в современном экономическом становлении страны. Затронула тему нравственного климата в обществе, понятия «русскй дом», о меценатстве в России ХІХ-ХХ века и многое другое.
Для просмотра был представлен фрагмент из фильма в частности о меценатах России ХІХ-ХХ века, которые сыграли важную роль в становлении своей страны, пожелав при этом быть анонимными и стали известны благодаря только своим потомкам.
Писатель Юрий Воробьевский представил вниманию аудитории рассказ о своей самой любимой теме «Святой горе Афон», которая положена в основу некоторых его книг и фильмов: «С Одессой меня связывает много чего. Мое воцерковление именно связано с поездками по святым местам на теплоходе с Одессы.
Я ехал снимать фильм, Елена материалы для программы «Время». Мы лояльно были настроены к православию. Мы вот снимаем святые точки: Кувуклию, Гроб Господень, и вот паломники где-то 700 человек, особенно паломницы все вываливаются с корабля. И тут, прости Господи, тетки с этими полиэтиленовыми мешочками с них булки торчат. Некрасиво такая телевизионная картинка. Сейчас, я понимаю, что люди приехали и это их сухой паек. Но тогда, я им говорю, вы что не видите, здесь телевидение работает, анука брысь и все в разные стороны разбежались. И такое было.
Конечно, и я, и Елена Анатольевна – моя жена, вернулись оттуда другими людьми. Сознательное мое причастие совершилось у Гроба Господня. Это ведь значит что-то! Мы прикладывались к святым местам, в поездке были хорошие пастыри, которые говорили о том, что нужно каяться. Я до этого времени знал все это, были знакомые священники, которые приходили ко мне домой, много мне об этом говорили, да и я мог кому-то об этом много рассказать. Но, знаете, когда эти слова проходят через настоящее молитвенное сердце настоящего молитвенника, эти слова обретают совсем другое наполнение. Потому что само слово, которое пишется или произносится в православной антропологии или православном устроении человека означает плоть. Многие писатели, авторы фильмов заблуждаются, считая, что они своим творчеством могут решить духовные проблемы. Книга с Божией помощью может человека только подтолкнуть, подсказать, но духовное пробивается духовным – молитвой и постом.
В ходе духовного плавания мы стояли на рейде у берегов Афона. Наш Свято-Пантелеимоновский монастырь похож на сказочный город и кажется что ты там не сможешь побывать. Но человек предполагает, а Господь располагает. Вот так и я через год полтора был на Афоне. А сейчас уже больше 10 раз. Афон стал моей любимой темой. Есть такой вирус – страшилки Воробьевского. Действительно, я иногда стараюсь духовно спящего человека пинком сбросить с дивана. Про Афон у меня есть 4 видеофильма и книги : «Наступить на Аспида» и в 2009 году издана «Орден Иуды» одним из глав есть об Афоне.
Кто один раз побывал на Афоне, тот хочет туда приезжать снова и снова. В Украине и России много святынь и святых, которые я уверен до сих пор закрыты. Афон – это святой островок Византии и это чувствуешь сердцем. На Афоне установлен устав Византийских монастырей, над Афоном возвышается византийский флаг, время там византийское. Солнце заходит за горизонт – это полночь.
Вот греческий монастырь Ксеропотам в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, там частица 30 см древа с отверствием от гвоздя, к которой мы приложились. На Афоне молятся о благостоянии мира по ночам. Мы народ простодушный, невнимательный к своему духовному состоянию, в то время, когда спим или развлекаемся, Афон молится. В храме стоит 2 или 3 человека, это наверняка наши, которые впервые здесь и не знают, что все монахи и опытные паломники рассаживаются по периметру храма на стасидии, в которых есть три положения, сидячее, полусидячее или почти стоячее, потому что служба длится очень долго, особенно в праздничные дни. Даже не замечаешь еле уловимое движение – это подают кофе, ликер и конфеты, чтобы взбодриться. Особенное место на службе, когда большое паникадило и все лампады возжигают и выходит монах и его раскручивает все большому и большому радиусу, и маленькие тоже. Вверху на тебя смотрит – Пантократор – Вседержитель. И хор поет на византийский мотив – тиререм. Тиререм. Что это такое не знает никто? Предание говорит, что так пели ангелы, это слышанье иного мира. И тогда полное ощущение того, что из хаоса черного мрака, Господь засветил перед твоими глазами светила и запустил их на орбиты в животворном космосе и только слышится хор ангелов. Говорю, и мурашки по спине. Ведь это чудо. Радость. Я теперь понимаю, что ощутили послы князя Владимира, которых он послал в Константинопольскую Софию и они сказали, что они не знали, где они были на небе или на земле. Вот это прикосновение к Византии.
Всегда спрашивают, как там наши на Афоне? Те, вот мои друзья монахи, которые были на Афоне, все попадали чудесным образом. Скоропослушники подворья приедут туда и возвращаются. На Афон на самом деле трудно попасть.
Едет турист в Грецию отдохнуть, там узнает о каком-то Афоне и думает, вот поеду. Потом едет на Афоне с монахами в автобусе, а там дождь прошел, серпантины размыло, автобус скользит-скользит и вдруг в пропасть падает. И этот турист, не успев стать паломником, очнулся на больничной койке с поломанной ногой в гипсе и думает, вот и отдохнул. Тогда приходят к нему монахи с теми, что он ехал. Чесно говоря, кроме него никто не пострадал. И говорят, поправишься, пойдем к нам в монастырь. И сейчас это схимонах греческого монастыря на Афоне с именем Герасим. Удивительная Божия милость была во всем этом. Он нашел добрых людей, деньги и построил келлию с храмом во имя Серафима Саровского - наиболее почитаем в Греции среди русских святых.
Другой вопиющий человек – Владивостокский бандит – возил с Японии в 90-е годы машины. Сейчас рассказывает, будучи греческим монахом, что настал момент, что он был в таком состоянии, понимаю всем своим существом, что еще день и в этой жизни я пропал. И такое ему откровение, голос что-ли какой : ты должен пойти пешком в Иерусалим. И вот он будучи человеком решительным и видимо голос такой был, одел пальто, взял паспорт и деньги, которые были в кармане и пошел за благословением. Значит уже знал, что надо благословляться. Ему батюшка: какое тебе откровение, проспись иди, какой тебе Иерусалим, ты хоть в храм то ходишь, причащаешься?! Но он был человек очень решительный, я это знаю, специфичный и говорит: «Ты что батек не понял, о чем я тебя прошу?» Господи помилуй. Батек понял и благословил. И человек дошел до Иерусалима. Это было в 90-е годы, тогда сложно было пересечь границу. Но он побывал в Иерусалиме. Этот случай описывается в старца Паисия. Потом он пришел на Афон. Странного этого человека, сильно обтрепавшегося, не берет ни один монастырь. С русскими монахами не так легко. Он живет в пещерах. За ним начинают охотиться полицейские. Там жестко, кому не положено, того не пускают. Там есть пещеры, в которых люди подвизаются до сих пор. Полицейские там пьют вино и шашлык едят, они невысокого роста с брюшком. Там не на кого охотиться. Там есть отвесные места, скалы и цепи, около них, ползти нужно по скалам. Они ему говорят: «Евгений даем тебе три дня чтоб тебя приняли в какой-нибудь монастырь, мы ебя все равно найдем.» К русским трудно попасть. И вот его берут в главенствующий Афонский монастырь – Великую Афонскую Лавру и постригают с именем основателя Лавры.
Что касается цепей, я видел Византию Х века. По Афону нужно ходить пешком, а то мы крутые стали, богатенькие. 300 евро джип с водителем-монахом берут, а потом говорят ничего не помним, были везде, все видели. Там есть заброшенные и незаброшенные келлии.
Скальные части Афона. Большой город какой-то. Монахи говорят, что идут толпы людей, нельзя помолиться.
Каруля – это отвесная скала в Южной части Афона, жарка, нагревается сильно от солнца, нельзя дышать ни днем, ни ночью. Там место вообще не прохладное. Есть пещерки, в них ласточкины гнезда. Стоишь на палубе парохода и не знаешь как туда добраться. С нашего житейского волнующего моря, олицетворяется вершина монашеского подвига. А на самом деле возможно и тоже чего-то будешь стоить. Нужно подняться выше, там еще страшнее, ты на краю обрыва и видишь, что лететь высоко. Впервые держишься за эту цепь и видишь, что под тобой. Первый раз мы другим путем попали. Все тоже самое, но без цепей. Вот площадочка - маленькая пещерка, там подвизаются сербские монахи, далее тропинка узенькая, слева пропасть, справа скала. К ней прибита железная лента, средство безопасности «серьезное», которая в руках крошится. Клин альпинисты прибивают, и падают часто, разбиваются, потому что через 2-3 года отверстие сокращается от тепла, а здесь, говорят монахи, клинья вбивали лет 150 назад. Под ногами мелкие камешки. Идти надо прямо, чтобы не упасть в пропасть. Бывает и такое. И вот идешь, лихорадочно цепляешься за мраморную стену и не замечаешь, а когда приходишь руки все в крови. Задним числом обо всем этом задумываешься. Как говорил Святитель Тихон Задонский, все житейские ситуации перекладывать на духовный язык. Как страшно упасть, но ты видишь пропасть под ногами, а в духовном плане – ты идешь по Москве и кругом столько искушений, соблазнов, столько всего и ты идешь по асфальту, по широкой улице и не замечаешь, что на самом деле ты находишься на глубине такой духовной пропасти. Мы люди легкомысленные, а Афон нам об этом напоминает.
Там есть храм Георгия Победоносца, там хранится глава иеромонаха Никона, который преставился в 1963 г. или 1964 г. В белорусской глубинке в храме Царственных мучеников, батюшка очень сильно чтит Царскую семью. Появились люди, которые помогали на строительство храма и вот построили. Перед освящением храма, а освящал его Владыка Филарет, священнику снится толи сон , толи виденье, что он стоит в алтаре и вдруг в храм входит Государь в военной форме без погон, а за ним идет адъютант с кожаным портфелем в руках в алтарь, в них состоялся разговор, подробности вещь интимная, личная того человека, не об этом речь. Я много читал сборников, разных книг о Царственных Мучениках, но о адьютанте никогда не слышал. А иеромонах Никон – афонский старец был адьютантом Государя Царя Николая ІІ – полковником Штрауфпманом, немецкого рода».
Ещё много интересного поведал Юрий Воробьевский, а также представил вниманию аудитории просмотр фрагмента фильма об Афоне.
Много духовно полезного узнали те, кто все-таки не оставил без внимания мероприятия, сопуствующие прохождению выставки.
Одесситов, решивших посетить это мероприятие пришло не мало, зал был полон, многие слушали стоя, в помещение все не вместились, некоторые стояли в коридоре. Видимо творчество этих людей известно многим, потому что лично слышала, как одна женщина сказала, что на выставке докупила уже последние книги писателя Воробьевского, потому что очень интересны, не могла нигде приобрести. Да, и сам Ю. Воробьевский искренне удивлен таким интересом к его творчеству, не ожидал, что уже на второй день выставки книг почти не останется. Даже в Петербурге не было такого ажиотажа. Вот так!
Продолжение встречи писателя Юрия Воробьевского и режиссера Елены Козенковой состоится 12 июля в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 13.00 ч. в конферен-зале ОЦНТЭИ.
Автор: Татьяна Олийник