Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, 7 муч. Маккавеев
Греческий часослов 1838 года так объясняет происхождение праздника Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороге и улицы для освящения мест и в отвращение болезней". Накануне Крест выносили из царской сокровищницы и полагали на престоле церкви Святой Софии. С настоящего дня до праздника Успения Богородицы, т.е. до 28 августа по новому стилю, совершали по всему Констатинополю особый богослужебный поминальный чин - литию, крест предлагался народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста.
В русской Церкви этот праздник соединился с памятью Крещения Руси. В сказании, составленном по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Филарета в 1627 году говорится: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1", т.е. 14 августа по новому стилю.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
Когда князь Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: "Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его" (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину (память 21 мая) в древние времена, впереди войска Крест Господень.
В тот же день, в то же время на бой с персидскими сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске также находились иконы Спасителя, Богородицы и Честный Крест Господень.
Во время битвы (1 августа по старому стилю), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, с новыми силами навалились на противника и совершенно разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы, и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он также одержал победу против сарацин.
Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.ст.) празднество благодарности Христу Спасителю и пречистой Его Богоматери за одержание победы.
Его первоначальное название «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и Честнаго Креста происхождение». Теперь он носит наименование «Происхождение честных древ Честнаго и Животворящего Креста Господня».
«Происхождение» - значит выход во время утреннего Богослужения с крестом на середину церкви для поклонения ему и его целования, как это происходит в день Воздвижения креста Господня.
В этот праздник в храмах полагаются вынос Креста и поклонение ему. Поклонение Кресту также соединено с водосвятием. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе еще "Первый медовый Спас", "Спас на воде"). С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.
Как в день Воздвижения, так и в день Происхождения, по сходному в эти дни воспоминанию силы Креста, которой побеждали врагов православные цари, Церковь одинаково совершает богослужение и молит Господа спасти людей и даровать властям силы для побед над врагами.
И в настоящее время, по принятому в Православной Церкви уставу, совершается в этот день освящение воды, Честный Крест выносится накануне во время утрени и переносится с престола на середину храма архиереем или священником. Крест убирается благовонными цветами, васильками. В день праздника вместе с освящением воды совершается освящение меда, т.н. первый медовый Спас:"Спас на воде", "Мокрый Спас".
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, празднуемый 19 августа. Третий - перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Господа - 29 августа.
Три этих праздника соединяют собой Успенский пост. 14 августа вспоминаются Церковью и семь святых мучеников Маккавеев. Имя Маккавей, что переводится как "Кто подобен Тебе из богов, Господи", носил иудейский вождь Иуда, победоносно сражавшийся с сирийским царем Антиохом Епифаном. Потом Маккавеями стали звать всех братьев и потомков его, которые пострадали за хранение отеческих традиций.
Святые мученики Маккавеи стяжали себе мученические венцы в дни тяжкого для своего народа рабства. Приверженец эллинского культа Антиох, ввел в Иерусалиме и всей Иудее язычество и осквернил храм Господень. Многие отпали от Истинного Бога. Однако оставались и те, кто скорбел о падении народа Божия, продолжая верить в грядущее пришествие Спасителя. Законоучитель Елеазар за приверженность Моисееву Закону был судим, пошел на мучения и скончался в Иерусалиме.
Мужественно претерпели жестокие муки за веру и ученики святого Елиазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, отказавшись принести жертву языческим богам. После смерти своих детей святая Соломония над их телами воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Произошло это событие в 166 году до Рождества Христова.
Подвиг семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, поднявшего восстание против Антиоха. С помощью Божией победа была одержана, а храм Иерусалимский очищен от идолов.
Праздник в честь мучеников Маккавеев - один из древнейших праздников христианской Церкви. В честь этих мучеников писали похвальные слова знаменитые отцы и учители Церкви: Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие.
Примером ветхозаветных мучеников пастыри Церкви воодушевляли первых христиан переносить начавшиеся на них жестокие гонения потому, что если сердцем веруешь в правду и любишь, то и устами должен исповедовать. Сияние веры в Господа должны обнаруживаться в делах и словах наших.
Мученики, которые сегодня празднуются Церковью, да укрепят нас в любви, добрых делах и вере, и на нашей душе будут написаны слова Христа: "Кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую перед Отцом Небесным, а кто постыдится Меня, того и Я постыжусь перед Отцом Моим Небесным".
В службе святым мученикам говорится: Премудрости Божией столпы седмочисленные и Божественного света светильники семисвечные, Маккавеи Всемудрые, прежде мучеников - превеликие мученики, с ними же Богу помолимся о спасении почитающих Вас.