Бессарабская Пасха. Край любви.
Хронология Крестного хода.
День 1. 15 июня.
Ранним июньским утром после акафиста Покрову Божией Матери из кафедрального Свято-Покровского собора вышел многочисленный Крестный ход. После долгого перерыва (с 1911 года) православные пронесли по улицам Измаила икону св. благоверной княгини Анны Кашинской. Крестный ход возглавило духовенство Свято-Покровского собора и священники храмов Измаильского благочиния. Участников молитвенного шествия ждал 11-дневный путь, полный испытаний.
Первая остановка – в с. Сафьяны. Там же, в небольшом помещении, где временно расположился Св.-Введенский храм, о. Пантелеймон, его настоятель, первый принял православный «десант». После чтения акафиста святой благоверной княгине Анне Кашинской прихожане угостили нас от всего сердца приготовленной трапезой. Небольшой привал – и Крестный ход во главе с о. Пантелеймоном двинулся в с. Богатое. На окраине паломников уже ждали православные жители села. Отец Димитрий, настоятель храма Архангела Михаила, привел гостей в церковь. Снова был прочитан акафист, после которого щедрые хозяева накормили и напоили братьев и сестер по вере. Первую ночь провели кто в гостинице, кто в домах гостеприимных жителей села, но большая часть осталась ночевать в храме, под опекой благоверной княгини Анны.
День 2. 16 июня.
Утром после молебна крестноходцы вышли в село Кислица. Солнышко только что расправило свои лучи, слева и справа от дамбы стояли стеной камыши, а между ними с песнопениями двигалась колонна православных.
В Кислицах в храме свт. Николая его настоятель отец Николай вместе со своими прихожанами после акафиста угостили чем Бог послал, а послал Он весьма щедро. Затем Крестный ход направился в село Першотравневое. Всю дорогу о.Николай без устали провозглашал молитвенное обращение ко всем святым своим зычным красивым голосом. Отец Пантелеймон, отец Николай и отец Димитрий напоминали нам трех богатырей, ведущих свое воинство на духовную битву.
Старые, молодые и совсем юные шли под палящим солнцем. Маленькая егоза Настенька прыгала, как маленькая козочка, рассказывая всем, как княгиня Анна вырвала без боли зубик – просто выпал вместе с яблоком, которое ела девчушка. И еще две девочки – Оленька и Наталка – шли со взрослыми наравне.
Особенно поразила меня картина встречи першотравневцев и крестноходцев. Мы шли по дамбе, а селяне в это время спускались с горы. И это зрелище – два креста и хоругви, движущиеся навстречу, напоминали «Слово о полку Игореве", когда собирал князь Игорь своих сородичей под хоругви.
В проповеди о.Александр сказал своим прихожанам, чтобы они брали в свои дома паломников, как когда-то Авраам принимал подорожних. Не удивительно, что нас буквально рвали на части, с плачем сетуя, что кто-то остался без ночлежников. Всей улицей сносили угощения в тот дом, где были постояльцы, дарили платки головные, которые многим потом пригодились, давали в дорогу еду, воду.
День 3. 17 июня. Воскресенье.
Когда крестноходцы утром уходили из села, навстречу им ехала машина с пресвитером баптистской церкви. «Пусть посмотрят, – сказал о. Александр, – что есть православное единство в нашем крае» .
И еще одна деталь запомнилась: когда мы входили в село, на улице стоял привязанный ослик. Увидев крестный ход, он начал так радостно кричать, так рвался идти с нами, что напомнил нам того осленка, на котором въезжал Господь в Иерусалим.
А дорога наша лежала в Камышовку. Исповедавшись и побыв на всенощном бдении у о.Александра в храме св.Архангела Михаила, мы на ходу готовились к Причастию. Читали утреннее правило, последование ко Святому Причащению.
В Камышовке в храме святых первоверховных ап. Петра и Павла о. Алексий служил литургию на молдавском языке, но и благословил левый, русскоязычный, клирос помогать в служении.
Так и служили: часть по-русски, часть по-молдавски. Казалось, что мы всю жизнь готовились к этой службе и, наконец, пропели её. Даже когда-то в храме Христа Спасителя Божественная литургия в исполнении Академического патриаршего хора не тронула меня так, как это бесхитростное пение простых молдавских сельских тружеников. В храме было полно народу. Причащалось очень много детей, человек до двадцати. Причастникам давали конфеты, печенье, отмечая маленький праздник каждого.
Я обратила внимание, с какой любовью все смотрели на нас, когда мы пели. Воистину, молитва не знает языка!
После литургии мы пошли к обильной трапезе, а люди с батюшкой остались служить молебен пророку Илии о ниспослании дождя.
Через час после нашего ухода о. Алексий позвонил и сказал, что в Камышовке идет дождь.
А мы шли под палящим солнцем в с. Суворово…
Поселок недаром носит имя замечательного полководца. Замечательные труженики, певуньи и певцы живут в нем. Встречали нас прихожане храма свв. Константина и Елены во главе с о. Николаем как победителей: мужчин холодным пивом и холодной минеральной водой. Снова акафист, снова обильная трапеза и ночевка в домах гостеприимных суворовцев.
Мы ночевали у р.Б. Ефросинии. Оставив дом и хозяйство на мужа, свекровь и дочь, она шла с Крестным ходом, молитвенница за свой дом.
Отец Николай поздравил всех медиков с Днем медицинского работника, а также поздравил именинников этого дня. В проповеди он говорил о том, что разные причины приводят людей в Крестные ходы, но главная – одна: любовь к Богу.
Вообще, каждый батюшка говорил проповедь, и в ней было у каждого свое зерно: о. Александр сравнил нас с апостолами, о. Алексий говорил о том, что очень многие хотели бы пойти в Крестный ход, но не у всех были возможности. Сам Господь предызбрал тех, кто должен был послужить ему за други своя. Поэтому мы должны быть примером и благодарить Бога за оказанную нам милость.
А мне вдруг пришла в голову мысль, что Господь почти сто лет собирал нас, православных, на этот Крестный ход, чтобы мы смогли понести грехи нашего края.
День 4. 18 июня.
Утром после молебна мы вышли под палящее солнце. Заходили в Ново-Покровку: ни креста у околицы, ни людей.
Села без крестов, все равно, что дома без икон: заходишь, не на что перекреститься. Огороды выгорели, какая-то безысходность на лицах селян. Подходим к месту, где был храм, падаем со слезами на колени перед грудой обгоревших камней – того, что осталось от разрушенного Покровского храма. О. Николай, о. Алексий и о. Виталий служат акафист. Мы еле поем, слезы душат горло при виде этого печального зрелища.
Говорим жителям: «Смотрите, какие у вас дома, а церкви нет. Потому потихоньку и умирает село – нет у него души».
В Кирничках нас встречает о. Виталий с прихожанами. Снова акафист в Св. Успенской церкви, снова с любовью и молитвой приготовленная трапеза. А нас ждет Голица, куда нас ведет как мужественный военноначальник о. Виталий.
Марш-бросок до Голицы благодаря собранности целеустремленности батюшки был осуществлен на одном дыхании с единственным привалом. Заботливый батюшка не только окропил нас на привале из священной чаши святой водой, но и дал возможность утолить жажду.
Признаться, я никогда не слышала об этом селе. Мы узнавали свой край, а край узнавал нас. В селе служит о. Михаил – образованный батюшка с красивым голосом. Служит здесь более десяти лет. Когда начал служить, в селе было около трех тысяч дворов, а сейчас осталось около 900. Село умирает, многие разъехались в поисках заработка в другие места. А раньше это было цветущее село, занимающееся огородничеством и виноградарством. Теперь же селяне покупают овощи, так как убывает вода в селе.
Несмотря на свое личное горе (у о. Михаила месяц назад утонул 9-летний сын), он долго разговаривал с нами, отвечал на множество вопросов с большой охотой и радостью. Батюшка сетовал, что в его семье отсутствует интерес к Слову Божию.
Хлопотала о ночлеге матушка в траурном платке. Рядом щебетала их малышка-дочь. Мы ночевали у гостеприимной р.Б. Анны.
День 5. 19 июня.
Утром о.Михаил организовал нам подводу для наших рюкзаков, и мы отправились в с.Виноградное, где нас встретил о.Дионисий, молодой батюшка, родом из Одессы, несущий свое пастырское послушание в знойных Буджакских степях.
После трапезы, как всегда, обильной, мы пошли в Александровку. Там нас ждал о. Николай со своим приходом. Под паляшими лучами солнца, плачущий от счастья, прикладывался он к иконе благоверной княгини Анны, славя Бога за дарованную милость – встретить первый за многие десятилетия Бессарабский крестный ход. «Сорок лет служу я Господу – говорил сквозь слезы о.Николай, - но такой радости не испытывал никогда». Он всех обнимал, целовал, благословлял и снова плакал, как ребенок. Гагаузские женщины тоже обнимали и целовали нас, говорили что-то на своем языке, а мы отвечали им по-русски. Язык любви не нуждается в переводе. Вообще должна сказать, что за всю свою жизнь я не проливала слез умиления столько, сколько за этот Крестный ход.
Имея опыт двух пеших Крестных ходов в Почаев, должна сказать, что во всем этом Крестном ходе чувствовалась любовь: и во взаимоотношениях друг ко другу, и в отношении прихожан храмов к нам. В большом ходе – как в большом монастыре – ты одинок. А здесь был «семейный Крестный ход», все друг друга знали, помогали чем могли: словом, делом, молитвой.
О.Николай был так счастлив, что разрешил всем звонить в колокола: «У нас в селе сегодня Пасха!» - радостно говорил он.
Как ни хотелось нам подольше задержаться в этом гостеприимном селе, мы должны были поспешить в монастырь свв. Константина и Елены. О. Николай со своими прихожанами повел нас через Александровский Богородичный источник. Освежившись целебной водой, мы продолжили свой путь в женскую обитель.
День близился к вечеру, когда мы подошли к монастырским стенам. У главных ворот монастыря нас в торжественном молчании ждали: настоятельница обители матушка Ермогена с сестрами, священники и дьяконы, гости. И, конечно, наша Заступница – Пресвятая Богородица, которая покрыла нас Своим омофором, и на душе стало легко и радостно. Здесь нас уже давно ждали, побеспокоились, чтобы мы впервые за пять дней вымылись в баньке, разместили нас на удобных постелях.
Моемся, достаем чистую одежду. Завтра большинство участников будут причащаться.
День 6. 20 июня.
Целый день мы провели в монастыре. Для многих это была долгожданная встреча с духовником, возможность не спеша побеседовать, исповедоваться, понести послушание. Нам досталось послушание на бахче, где мы познакомились с матушкой Игуменьей и приобрели молитвенницу за нас, грешных. Очень не хотелось расставаться с покоем и прохладой монастыря, но впереди нас ждала Ореховка.
День 7. 21 июня.
В четыре часа утра, при свете мерцающих лампадок и свечей, после молебна, священники с сестрами торжественно и очень тепло провожают нас до врат обители. Едва забрезжил рассвет… До Ореховки нас сопровождал иеродиакон из монастыря свв. Константина и Елены - о. Диомид.
В Ореховке мы вновь встречаемся с о. Дионисием. Шутя он сказал, что медали за взятие православными Ореховки у него еще нет, но есть иконки св. великомученика Георгия, которыми он нас и наградил.
Снова уходим в зной. Молим Бога о милости, и Он посылает нам прохладный ветер. К вечеру попадаем в дружеские объятия прихожан храма Св. Арх. Михаила в с. Кальчево, где настоятелем служит о. Андрей. Здесь служился акафист, молебен о дожде, о здравии всех предстоящих.
После сытной трапезы состоялся импровизированный концерт, который закончился пением «Боже, царя храни».
День 8. 22 июня.
С Кальчево на Васильевку Крестный ход вели два монаха: о. Диомид и о. Андрей. Шли и пели всю дорогу «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных».
Когда мы уставали, то пели нашу «крылатую» на два голоса: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас, Пресвятая Богородице, спаси нас».
В Васильевке нас ждали два священника: о. Николай, настоятель здешнего храма св. пророка Илии, и о. Николай из Измаила, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы. Все поразило нас в этом приходе: и люди, и дизайн церкви, и то что здание воскресной школы прихожане подняли из руин за сорок дней. И то, что храм строится на десятину прихожан без всяких спонсоров. Может быть, поэтому здесь льется такая возвышенная молитва, а слова настоятеля проникают в самую глубину сердца. Прихожане любят своего батюшку и гордятся им, и он платит им взаимностью. Они говорят: «Когда наш батюшка начинает говорить, мы не замечаем времени». Такое редкое единение сердец, пожалуй, можно найти только где-то в глубинке.
Не каждый ресторан может похвалиться таким обилием блюд и сервировкой, какую мы увидели в воскресной школе, где был накрыт стол для участников крестного хода. А если бы вы увидели интерьер школы, то искренне пожалели бы, что ваши дети не учатся там. Видно было, насколько любят прихожане своего пастыря: они понимают его буквально с полуслова.
Оба отца Николая сопровождали нас до самой Каменки. Приятно отметить, что в селах Суворово, Кирнички, Александровка, Васильевка нас встречали с хлебом-солью не только прихожане, но и представители администрации, которые несли икону, принимали активное участие в организации встречи Крестного хода.
Вот мы и в Каменке. Первое, что сделал о. Владислав при встрече – облил нас с ног до головы святой водой. И это было очень кстати, иначе мы просто не смогли бы петь.
День пребывания в Каменке совпал с днем начала Великой Отечественной войны – поэтому при выходе из села мы отслужили литию по убиенным в этой войне. Умилительно было смотреть, как пели люди «вечную память» тем, кого они никогда не видели и не знали, но кому искренне желали спасения.
Вспомнилось, как просили прощения у о. Варсонофия за то, что беспокоили его своими проблемами. Он ответил, благословляя в дорогу: «Нет у нас проблем ваших и наших. Есть общая проблема – как спастись».
С молитвой входим в Каланчак... Храм Покрова Пресвятой Богородицы поражает нас своей величественностью, несмотря на то, что еще не так давно размещалась котельная, а на стенах остались несмываемые следы копоти.
На нашем пути это – второй храм в честь Покрова Богородицы в таком печальном состоянии. Пресвятая Богородица, прости нас, грешных чад своих!
На привале по дороге в Каланчак р.Б.Елена, лауреат конкурса «Таланты Бессарабии», рассказывала песенную истории народов Бессарабии. А в Каланчаке во время ночевки в местном доме культуры наши мужчины пели чудесные казачьи народные песни. Самая маленькая участница Крестного хода рассказывала бесхитростные православные детские стихи.
День 9
И в Каланчаке, и в Лощиновке люди от души предлагали скромное угощение. Но впереди предстоял нелегкий и длинный переход в Озерное.
Многие помазывали лицо кремом против загара. Конечно, в Почаевском Крестном ходе вы такого не увидели бы. Для тех крестноходцев солнечный загар был не страшен. Не одобряя этого дела, я молчала. У каждого свое видение Крестного хода.
Люди отдали все лишнее в микроавтобус, туда же сели дети и немощные, и мы снова двинулись навстречу палящему зною.
Но через час пути мы увидели, как на нас грозно надвигается черная туча. Края ее полыхали молниями, а вся она была наполнена какой-то зловещей силой. И вдруг сильный ветер поднял ввысь массу глинистой почвы. Началась песчаная буря. Солнце скрылось в черных тучах, в степи внезапно потемнело и полил страшный дождь.
И тут я поняла силу батюшкиного благословения! У меня с собой был плащ. Я его достала, надела и была готова идти.
А остальные, сбившись, словно ягнята, вокруг иконы, закрывались от дождя чем угодно. Зазвучала дружная тревожная молитва. Анна Кашинская словно собирала цыплят под свое крыло. Но нужно было идти. И неизвестно, как погода повела бы себя дальше. Большинство несло коврики, их развернули и закрыли от дождя плечи. Крем с лица был смыт дождем… И вдруг р.Б. Наталья засмеялась: «У нас хід батюшок!». Действительно, твердый коврик напоминал воротники фелони. У Анастасии был серебристый коврик. Она смеялась: «У меня Рождественское облачение». А так как у других были зеленые коврики, то у них было «Троицкое облачение». Так, с молитвами и шутками, шли богомольцы полями. А над горсткой людей величественно плыла икона благоверной княгини Анны Кашинской. Она словно осматривала свои, так надолго оставленные ею, владения. И тут мы увидели машину «скорой помощи», в кабине которой восседал встревоженный о.Иоанн из Озерного. Оказывается, ураган в селе причинил больше вреда, чем в степи. Наши спутники, приехавшие в Озерное вместе с вещмешками, попадали на колени перед иконами и, плача, просили у Господа, Божией Матери и всех святых помощи оставшимся в дороге. Озерчане потом говорили, что никогда не видели, чтобы дети так истово молились. Потом они бросились к рюкзакам, достали все плащи, теплые вещи и о.Иоанн, срочно вызвав машину «скорой помощи», помчался нас спасать. Увидев улыбающихся подорожних, успокоенный батюшка забрал несколько особо промокших человек и уехал успокаивать сельчан.
Когда мы, наконец, добрались до Озерного, нас ждал роскошный ужин, горячий чай. После пережитых волнений и сытного ужина мы смогли слушать Всенощное бдение на коленях, а кое-кто и в лежачем состоянии.
Сразу было видно, что озерчане любят свою церковь, своего пастыря. Все благословения батюшки выполнялись мгновенно. Церковь была полна прихожан, с хоров по-молдавски детский голос читал псалмы.
После службы сельчане стали разбирать крестноходцев по домам. Но мы так устали, что физически не могли двигаться, и до подъема спали, как младенцы. Я обратила внимание, что в церквях спится особенно сладко. Еще бы, наш сон оберегал сонм святых.
День 10
Утром при свете свечей был отслужен акафист, и мы двинулись в село Ларжанку на Божественную Литургию. Эти последние километры были наиболее трудными: ныли уставши ноги, плечи, натертые лямками рюкзаков, но все это не могло затмить радость возвращения. Служба снова была коллективная. Пел то сельский клирос, то наш «сборно-походный». В Ларжанке нас уже встречали, которые после Литургии в своих церквах выехали нам на встречу. И вместе с нами попали на щедрый обед с изумительным борщом!
Радостные объятия, слезы встречи. Нас ожидала одна остановка в селе Матроска. О.Алексей благословил нас в дорогу, и мы направились в Крепость.
И вот мы приближаемся к Крепости. Крестный ход сразу же направляется к Успенской церкви, до половины реставрированной. Матушка Анна возвращалась домой. Здесь в этой церкви поклонялись ей прихожане десятки лет. Отсюда выходила она в Крестный ход два раза в году, весной и осенью по благословению митрополита Серафима (Чичагова). У вновь возрожденного Бессарабского крестного хода еще все впереди.
А пока в Крепости радостно поздравляли друг друга крестноходцы. И пусть простят нас сродники по крови, но в этот момент эти запыленные и уставшие люди были нашей духовной родней. Хотелось всех обнять, весь мир. Вероятно, потому так легко лился акафист и песни, которые мы пели в ожидании милицейского сопровождения.
Самые последние километры к Собору преодолеваются необыкновенно легко. Людская река приближается к Собору, обходит его вокруг и торжественно входит в храм. В Соборе море, приехавших из многих сел, знакомые и, ставшие родными, нам батюшки. Вечерняя служба. Елеопомазывание. О.Петр обращается со словами приветствия и благодарности к участникам Крестного хода.
11 День
День благоверной княгини.
Божественная Литургия. Большинство участников причастилось Святых Христовых Таин.
Измаил еще не донца понял, что произошло. Мы искренне благодарны всем священникам, которые приняли участие в Крестном ходе, кто молился за нас, всем людям, кто провел нас до конца города, кто встречал нас, кто помогал нам по пути. Они тоже равные участники Крестного хода. В Крестном ходу шаги не считаются.
Низкий поклон прихожанам храмов, селянам, которые встречали, принимали нас с дорогой душей, а также представителям сельской администрации, который помогали во всем. Было неважно, кто ты – русский или гагауз, болгарин или молдаванин. Все мы были братья и сестры, объединенный Христовой любовью.
Русь еще жива
Еще с ветхозаветных времен проводились крестные ходы.Они совершались Церковью во дни торжеств,а также во дни бедствий.Они бывают праздичные,благодарственные и просительные.Крестные ход всегда возглавляеться крестом,хоругвиями и иконами.
Непрестанная соборная молитва очищает не только души крестоходцев,но через них всю природу,дома и людей.
Люди идут в крестный ход,чтобы спасти свою душу,помолиться о родных,близких,за свою землю,за Россию.
Один батюшка сказал,что крестный ход делиться на две части. Один-это фронт. Это те,кто шествуют с иконой и творит молитву,а другая часть это те,кто остался дома,но умом пребывают с молящимися. Поэтому сила молитвы значительно увеличиваеться. Тыл-это и те,кто помогал встречать,размещать,кормить,поить идущих. Тыл-это те многочисленные встречающие нас в селах с радостью и слезами на глазах. Это и измаильчане,которые молились о нас и встречали еще задолго до Измаила: В Ларжанке,в Матросске,Крепости. Хотя основной костяк состоял из 40 человек,но ощущение было,что нас очень много.
Крестный ход идет,ад трепещет,так как все воинство Христово его сопровождает: сверху,снизу,справа и слева. Идет духовная битва через молитву и покаянное чувство верующих.
Наша колонна движеться по дорогам с песнопениями, величанием Кресту,Божией Матери, первоверховным апостолам Петру и Павлу, святому пророку Илье с просьбой о дожде, всем святым. Идешь спокойно,ничто не раздражает, ум не отягощен житейской суетой. Главная мысль-пройти до конца, не сойти с дистанции,устоять. Натертые до крови ноги, мозоли, нестерпимая жара, пыль, очень хочеться пить.
Все идут с Божьей помощью.
Чут согрешил в помыслах,чуть отвлекся, сразу силы покидают.Поэтому очень важно концентрироваться на молитве,тогда крестный ход становиться источником духовных сил,наполняющих благодатью и радостью.
Молимся и просим,чтобы Господь послал дождь и простил прегрешения народу.И радуемся,когда после совместных молитв идут дожди.Радуемся за тех людей,потому что они стали нам родными.Ничто так не сближает людей,как единение в духе,в вере ,в молитве.
Такое состояние духовного подъема,как на Пасху.Все дни-нескончаемая Пасхальная радость.Радость от встреч,от общения с нашими дорогими пастырями.Сколько всего незабываемого и очень важного было нам сказано перед дорогой,а сколько поучительного нам было преподано ими на привалах.Батюшки вместе с прихожанами нас встречали,окормляли и сопровождали по маршруту до следующего села.
Господь как на подбор для нашего укрепления послал нам разных,но исключительно мудрых,образованных,добрых,сильных духом-истинных пастырей.Общение с ними-это была как чистая родниковая вода.На таких держиться наше святое Православие.Многие из батюшек подключались к крестному ходу на протяжении всего маршрута,шли пешком,несли икону благоверной княгини Анны Кашинской,молились с нами в монастырях.Иные приехали из своих приходов в Измаил,чтобы встретить участников крестного хода и помолиться соборно.
Некоторые из батюшек служат не в каменных церквах,а в небольших помещениях,приспособленных под церковь.Но именно в таких местах были незабываемые литургии.Литургия в селе Камышовка,проведенная совместно на молдавском и русском языках показала нам,что нет языкового барьера в Православии.А клиросное пение затронуло всех без исключения.Многие из участников крестного хода сдесь исповедовались и причащались.Служба была долгая и радостная.К концу дня в селе пошел дождь.
Удивительная служба была и в селе Ларжанка.В небольшой комнатке не было где яблоку упасть.А люди все шли и шли.Многие приводили своих детей.А потом к нам приехали 30 паломников из села Димитровка,прослышавших о крестном ходе.Батюшка Сергий отслужил литургию,молебен с акафистом,совершил едеопомазание.А в завершение нас ждало поистинне королевское угощение.Все было,как в Евангелиевском повествовании-еда умножалась на всех желающих.
Особенно ярко стоит в памяти служба в женском монастыре в Александровке.Службы в монастыре долгие и торжественные.И только колышущиеся огоньки от множества свечей едва освещают храм.Идет исповедь,молитва.Отец Иона обращаеться ко всем со словами надежды о возрождении России,во главе с помазанником Божим.Одного афонского старца спросили,когда начнеться возрождение России?Он ответил ,что оно уже началось.Ощущение чего-то значимого и великого,не покидает весь путь.Возможно это идет от ощущения незримого присутствия всех святых,которые сопровождают нас по пыльным дорогам Бессарабии.Подъем ежедневно в 4 часа,молебен перед иконой благоверной княгини Анны Кашинской и снова в путь по селам.Улицы еще пустынны,встает солнце,щебечут птички,просыпаеться вся природа.Какой красивый наш край! Вот олько много мусора вдоль дорог.Загрязнили землю.Разве на такую землю Господь пошлет дождь?И какие она даст плоды?
А какими заброшенными и покинутыми кажуться села,где до сих пор еще не восстановленны поруганные святыни.В селе с таких красивым названием Новая Покровка некогда стоял величественный храм Покрова Божией Матери,от разрушенного храма остались лиш глыбы камней.На месте старого храма служили три батбшки и весь крестный ход молился о о восстановлении святыни. Один житель показал фотографию церкви, которую он бережно хранит до сих пор.Рассказал что все,кто учавствовал в разорении святыни вскорости трагически ушли из жиз