Недаром лень называют матерью всех пороков. Лень окутывает нас подобно паутине. И не успев опомниться, человек уже целиком и полностью находится в её власти. По причине лени люди часто начинают хандрить, унывать, даже если видимых причин для этого нет.Нередко причины лени возникают в детстве из-за неправильного воспитания. Порой родители приучают детей лениться, излишне ограничивая их активность в раннем возрасте. "Давай помогу", - постоянно твердят старшие и убирают за малыша игрушки, кормят его, одевают, делая всё необходимое намного быстрее и аккуратнее. Но, к сожалению, таким способом они нередко гасят инициативу ребёнка, вырабатывая у него привычку ожидать, что за него всё сделает кто-то другой.
Многие люди не желают себя утруждать ни в духовном, ни в физическом отношении, а только размышляют, ждут, а иногда даже ропщут на Бога за свою несостоятельность. Бог поощряет труд, получение знаний, самообразование, но осуждает лень и праздность.
Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его». (Прит.10:26).
Преподобный Никодим Святогорец предостерегает: «Ко всякому делу, которое имеешь делать, отнюдь не замешкивай приступать, потому что первое недолгое мешкание приведет тебя ко второму, более долгому, а второе - к третьему, еще более долгому, и так далее. От этого дело начинается слишком поздно и не поспевает в свое время или совсем оставляется как обременительное. Вкусив однажды сладости неделания, начнешь ты любить его и желать паче делания, а удовлетворяя это желание, дойдешь ты мало-помалу до навыка не делать или до лености, в которой страсть ничегонеделания до того овладеет тобою, что ты даже и сознавать перестанешь, как это ни с чем несообразно и преступно; разве только когда, отяготившись самою этой леностью, опять со всем усердием возьмешься за дела свои».
Лень, согласно Библии, считается также проявлением глупости: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок» (Прит.24:30-32)
В Новом Завете также обличается лень. Ленивый человек не проявляет усердие в данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф.25:26).
Преподобный Серафим Саровский говорил о ленностном отношении к молитве: «Люди, ленивые к молитве, нередко и после обыкновенной домашней молитвы ропщут и жалуются на усталость, а после служб церковных и подавно. "Ах, – говорят они, – как я сегодня устал, какая была теснота и духота в церкви. И к чему установлены такие продолжительные службы? Просто нет сил выносить их!" Говорят они так, и по их мнению выходит, что для того чтобы исполнить долг молитве, довольно только несколько раз перекреститься, и делу конец.
Но они жестоко ошибаются. Леность к молитве, скорая усталость после неё и ропот происходят вовсе не потому, что молитва или служба длинны, а оттого, что нет в ленивых крепкой любви к Богу. Нет в них молитвы, нет с ними и благодати Божией, а нет благодати, нет и умиления, а нет умиления, нет и усердия к молитве. Будь же у таких людей пламенная любовь к Богу, стала бы присущею им и благодать Божия, а с нею явились бы у них и умиление, и к молитве усердие».
Укрепляясь в человеческой душе, лень требует все большего служения себе, как и любой грех. Как наркоман увеличивает дозу, так и лентяй хочет лениться все больше и больше: «У ненасытимости две дочери: "давай, давай!”» (Прит.30:15). Постепенно лень завоевывает себе все большую территорию, требуя служению себе и пропорционально заставляя нас меньше служить Богу. Безусловно, необходимо не только работать, но и отдыхать: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы» (Исх.34:21).
Свт. Василий Великий говорил: «Всякий повод для лени есть повод для греха».
Ахимандрит Ефрем Святогорец советовал своим духовным чадам: «Будь осторожен с ленью как в молитве, так и в помыслах, не исключая и подвига бдения.
Не нерадите, чада мои, ибо нерадение — страшное зло, порождающее низкие наслаждения, предтеча геенны и причина страшного пленения.
Не впадайте в сон нерадения, ибо диавол бодр, он держит в своей руке зажженную лучину и старается поджечь нас. Очнитесь: нас ожидает суд и судилище без милости!
Не малодушествуйте, не теряйте мужества. Порой святая кормилица — благодать Божия — оставляет нас, и мы скатываемся в легкомысленные и неподобающие помыслы и слова, дабы смириться и не помышлять о себе высоко, но познать свою немощь, что без благодати Божией мы не можем сотворить никакого добра».
Владимир Мономах (XII в.) в своем «Поучении сыновьям» пишет: «Леность всему злому мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим».
Абсолютно очевидно, что лень губит и разрушает человеческую душу. Об этом пороке очень точно написал поэт Н.Заболоцкий в стихотворении « Не позволяй душе лениться»:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов