Гибель лайнера «Адмирал Нахимов» изменила жизнь очевидца трагедии
26 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф советского пассажирского флота - гибель теплохода «Адмирал Нахимов», забравшая жизни 423 человек. Те, кому удалось спастись в ту далёкую августовскую ночь, утверждают, что они выжили только благодаря чуду. Среди них старший машинист котельной парохода «Адмирал Нахимов» Иван Петрович Винник, который рассказал нам о подробностях ужасной трагедии и о том, как это нелёгкое испытание изменило его жизнь.
- Иван Петрович, как вы попали в состав экипажа «Адмирал Нахимов»?
- Благодаря нашей непредсказуемой советской власти. После службы в Кировограде от военкомата мне предложили продолжить работу. Я согласился, окончил училище в Днепропетровске, затем работал в следственном отделе 9 лет. Я уволился с этой должности, когда СССР развалился, но возраст ещё позволял перейти на флот. Так как я имел ранее доступ к секретным документам, то за границу меня не пускали. Четыре года работал в составе экипажа на судне «Адмирал Нахимов».
- Расскажите про день катастрофы. Что произошло?
- Я поднялся наверх. Судно готовилось к выходу, погода была отличная, и я решил сходить в кинотеатр. Показывали очень интересный фильм, мне его посоветовал наш киномеханик, который, к сожалению, погиб в эту же ночь. У входа в кинотеатр почувствовал мощный толчок. Это было очень неожиданно. Выхожу на палубу и вижу балкер «Пётр Васёв» с измятым форштевнем (брусом, образующим переднюю оконечность судна. - Прим. авт.). Вдруг на пароходе начался шум, появился жуткий звук, будто воду льют в воронку. Как только я отправился за спасательным жилетом, сразу исчез свет, давно работая на этом теплоходе и зная его строение, я боялся потеряться в темноте. Затем включилось аварийное освещение, но оно было очень тусклое. Помню, что на борту судна были голубые полоски, показывающие уровень ватерлинии с отметками от одного до девяти. С момента удара прошло не более трёх минут, а нижняя полоска уже показывала критический уровень воды - девять метров. Встретил коллегу по экипажу, а он мне крикнул, мол, беги пока соображаешь. Когда я попал в свою каюту, то не поверил своим глазам: воды было по колено, вещи плавали. Документы я не нашёл, но взял с собой куртку, всё-таки было предчувствие, что буду долго в воде находиться. Затем выбежал в коридор, где меня встретила пугающая тишина, только вода блестела при тусклом освещении. На палубе какие-то женщины спрашивали меня, что им делать. Я всем отвечал: «Машина утонула, всем за борт!» В суматохе я случайно наступил на спасательный жилет. Тогда, будучи неверующим человеком, я подумал, что это просто счастливая случайность. Меня окружили женщины, стали спрашивать, как завязывать жилет, кругом царила паника. Пока я кому-то помогал с жилетом, мой собственный куда-то исчез. Вдруг я понял, что если останусь сейчас внизу, то непременно погибну. И я изо всех сил побежал наверх, в это время опять произошёл сильнейший толчок. Судно кренилось настолько сильно, что идти по трапу было крайне тяжело. Наверняка это был взрыв котла. После этого все, кто находились на лестнице, покатились вниз. Удар сбил меня с ног, и я упал вниз, боялся только одного - удариться головой и потерять сознание. Тогда бы я точно погиб. Снова я начал карабкаться наверх. Выйдя на прогулочную палубу, я увидел большое количество пассажиров, которые в панике обсуждали, что же им делать. Помню, крикнул им: « Все за борт!». Мы вышли на палубу. Крен теплохода уже был настолько большим, что ходить было невозможно. Передо мной стояла женщина в состоянии шока, она не могла прыгнуть за борт, и из-за этого я не мог спастись. Я её немного подтолкнул и сам прыгнул за борт. Я никогда не забуду картину, которую увидел в этот момент: пароход уходит под воду, а люди катятся вниз, как в красивом кино… Судно лежало на боку, кто-то упал в открытый иллюминатор. Я начал отплывать от теплохода, чтобы он, уходя на дно, не утянул меня с собой. Я отплыл немного и вдруг почувствовал, что меня кто-то завернул в одеяло и тащит вниз. Думаю, вроде плавать умею, но двигаюсь на одном месте и воздуха не хватает. Именно в этот момент я вспомнил о Боге и начал просить Его помочь мне. В этот момент меня что-то вытолкнуло наверх. Смотрю - парохода уже нет, только видно огромное белое пятно и на месте трагедии пузыри от воды, будто она кипит. На тёмной, почти чёрной поверхности воды виднелось большое количество человеческих голов. Кто-то крикнул: « Осторожно, пароход!». Балкер « Пётр Васёв» прошёл через толпу утопающих. Послышались душераздирающие крики, даже вопли. Это невозможно передать словами… Мы находились в шести милях от Новороссийска, и даже там были слышны крики умирающих. Я огляделся и увидел перед собой горы. Создавалась иллюзия, что они близко, но на самом деле они были далеко. С другой стороны берега не было видно. Вдруг загорелся маяк, и стало немного легче ориентироваться в пространстве. Я понял, что ближайшее расстояние до земли - один километр.
Плыву и вспоминаю про деда, морского пехотинца. Однажды он плыл до берега в течение суток. Думаю, разве я один километр не одолею! Я видел вокруг себя много трупов, среди них плавал спасательный жилет, за который я схватился. Ко мне присоединился какой-то мужчина, и мы плыли вместе, держась за один жилет. Потом к нам подплыл какой-то парень, обезумевший от страха, он даже не понимал, что мы ему говорили. С большим трудом мы добрались до спасательного плотика. Ко мне подплыл юноша, мы потом познакомились, он оказался студентом мореходки. Впоследствии он мне сказал, что я спас ему жизнь, я очень удивился такому признанию. Как оказалось, когда этот курсант подплыл к плотику, то уже утратил всякую надежду на спасение. Я подсказал ему, как лучше удержаться на воде. Вы пробовали когда-то висеть на турнике? Так вот, он в таком положении продержался больше часа. Всё это время он стонал от усталости и не верил, что выживет. Я сказал, что сам утоплю его, если он не успокоится. Потом он признался, что очень испугался моих слов и именно это помогло ему выжить. Запомнилась ещё одна девушка, её очень трясло от нервного шока и холода, мы успокаивали ее как могли. Через полтора часа за нами пришли катера, которые подобрали три спасательных плотика с людьми. На катер попало около сотни людей. Большая благодарность новороссийцам за оказание медицинской помощи. Многие пострадавшие наглотались мазута, было много травмированных. Но всё-таки Бог есть! На мне не было ни одной царапины. Было ощущение, что кто-то рядом обнимал меня и оберегал. Только после катастрофы я всё осознал и переосмыслил. На берегу нам оказали первую помощь, и вскоре мы отправились в Одессу. Страшно подумать, но в ту роковую ночь погиб каждый третий пассажир судна! А через полгода, 1 апреля, я встретил свою будущую жену. Хочу также рассказать об одно чудесном спасении жизни на борту «Адмирала Нахимова». Одна борт-проводница не умела плавать и спаслась. Когда судно начало идти ко дну, она просто стояла на месте и ждала смерти. Затем её выбросило за борт, и она начала тонуть. К счастью, мимо неё проплывала деревянная скамейка, которая и спасла ей жизнь. Шок у девушки был настолько силён, что она не смогла отпустить эту скамейку даже после того, как её подобрал спасательный катер.
- Когда к вам пришла вера в Бога?
- После катастрофы я понял, что делаю что-то не так. Встретив будущую жену, я понял, что это дар свыше. Вскоре мы покрестились. Я понял, что моё спасение - чудо, совершённое Богом. Я понял, что за мной кто-то следит и оберегает мою жизнь. У нас с женой не было детей, хотя мы этого очень хотели. После наших молитв Господь даровал нам ребёнка. В 1993 году я попал в Иерусалим, тогда ещё был далёк от веры, но был уже на пути к православию. Очень впечатлил меня покаянный камень, я на него упал и попросил прощения за все грехи. Тогда я испытал душевный трепет.
Андреенкова Татьяна
Алина Бортняк