За окном серебрится зимний пейзаж. В преддверии Нового года города и сёла, улицы и дома суетливо оживились. Люди ждут подарков, веселья и фейерверков. А ещё на дворе Рождественский пост – период тихой молитвы, очищения помыслов и усиленной духовной работы над собой, период особого примирения со Христом. Весьма противоречивая ситуация: поначалу мы празднуем встречу Нового года, а уже потом Рождество Христа – того, который является Началом всех начал и от которого ведётся счёт времени.
Исторически сложилось так, что наша страна и народ претерпели многие изменения, которые далеко не всегда были к лучшему. До XV века новый год на Руси начинался не с января, как в настоящее время, а с 1-го марта. Таким образом, после принятия христианства исчисление лет было установлено согласно юлианскому календарю (старый стиль) от «сотворения мира». За основу на Руси была взята византийская традиция, но с некоторыми отклонениями. В период правления Ивана III начало года было перенесено на 1-е сентября (14 сентября по новому стилю), что уже в точности совпадало с византийским вариантом юлианского календаря. Именно этот день Православная Церковь торжественно именует началом нового индикта – церковного годового круга богослужения и новолетия.
При Петре I, известного любителя всевозможных новшеств и реформ, праздник Нового года в 1700 году был перенесён на 1-е января и выпадал на святки – дни, после Рождества Христова. Так, праздник Нового года приобрёл светскую окраску. Желая следовать западным традициям, Ленин, в 1918 году подписал декрет Совнаркома, которым в Советской России был введён новый стиль календаря – григорианский. Следовательно, после революции богоборческой властью было устроено праздновать Новый год в последнюю неделю Рождественского поста.
В одном из своих интервью на телеканале России известный миссионер протоиерей Дмитрий Смирнов коснулся неоднозначной для православного человека темы празднования Нового года. Отец Дмитрий рассказывает: «Если перенестись, например, на столетие назад, о таком персонаже как Дед Мороз никто не слышал, теперь же он заменил Святителя Николая, который приносил подарки. Новогодних ёлок также не существовало, потому что это было связано исключительно с Рождеством. Звезда на ёлке всегда символизировала Вифлеемскую звезду. Но древняя Церковь использовала языческие праздники, придавав им христианский смысл. В нашей жизни осталось много следов нашего же языческого прошлого. Новый год и сопутствующие ему торжества также сюда относятся. У нас есть День танкиста, так почему же не может быть Нового года?! Тем более уже 300 лет в нашем календаре существует Новый год, не смотря на то, что большевики перевели страну на григорианский календарь.
Новый год это повод всем вместе поразмышлять о минувшем времени, о свершённых добрых и злых делах. В некотором смысле, это день рождения всего народа, некий жизненный этап. Любовь к этому празднику несла в себе отблеск Рождества и об этом люди забыли. В современной Европе предновогодний ажиотаж обусловлен больше экономической стороной, нежели языческой. Ничего дурного нет в том, что Новый год у людей праздник, по этому поводу не нужно сильно сокрушаться. Каждый человек наделён свободной волей. Для меня, например, Новый год никогда не может затмить Рождества Христова, а для кого-то День строителя более серьёзный праздник, чем Рождество.
От нашей миссионерской работы тоже многое зависит. Если мы сможем организовать грамотную работу в этом направлении и донести до людей правильную мысль, тогда Рождество будет выглядеть гораздо мощнее Нового года со всеми его увеселительными мероприятиями, а новогодний праздник, в свою очередь, займёт подобающее место среди государственных празднований. Ведь дело не в самом торжестве, а в человеке. У кого чрево вместо Бога, тот всегда найдёт повод ему угодить.
Сейчас Церковь даёт возможность выбора: вместо хамства родителям – почтение, вместо воровства щедрость, вместо пьянства и обжорства в Новый год – молитва и пост. Церковь хочет привлечь сердца людей к свету и показать, что есть другая жизнь. Если Ей удастся и в этот раз явить народу лучшее, то многие придут к церковной жизни и в бытовом, и в духовном плане».
Очень символично, что в день гражданского Нового года Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия Тарсийского, которому молятся об избавлении от винопития и блудной страсти. Святой сам долго страдал от этого порока.
Наступление Нового года люди празднуют с давних пор. Это время подведения итогов минувшего года и благодарения Господа за прожитое, время, когда собираются в тёплом кругу все родные и близкие. В годы Советской власти праздник Нового года приобрёл извращённый облик, он стал исключительно гражданским с шумным застольем и многообразием пищи и алкоголя.
Однако православные священники советует верующим, которые попадают в замешательство с фактом празднования Нового года во время поста, не вести борьбу со сложившимися обстоятельствами, а выходить из положения согласно церковному обычаю. Сегодня каждому предоставляется возможность беспрепятственно зайти в церковь в любой день недели. В том числе, во многих храмах 31 декабря установилась традиция служить новогодний молебен и даже ночную литургию.
На следующий день не будет зазорным собрать свою семью и близких друзей за скромной трапезой, тем более, что постное меню также можно немного разнообразить. Нужно помнить, что каждый последующий год жизни дарует нам Господь и прославлять Его за это творение.
Алина Бортняк
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов