В последние годы в России, Украине и других странах канонической территории Московского Патриархата в общеобразовательных учреждениях факультативно вводятся «Христианская этика», «Основы религиозной культуры» и другие предметы, связанные с нравственным и духовным воспитанием. На прошедшем 3-5 февраля этого года Архиерейском соборе Русской Православной Церкви этот вопрос также поднимался, архипастыри приняли решение содействовать преподаванию в школах этих дисциплин. В Одессе о преподавании «Христианской этики» в школах говорили на недавнем заседании Православного родительского комитета.
В связи с этим вспоминается опыт религиозного воспитания в системе образования Российской империи. Как преподавали Закон Божий в престижных одесских средних учебных заведениях XIX века?...
Аналогом нашей старшей школы в имперской России XIX века были лицеи и гимназии – для мальчиков, девичьи институты – для девочек. Обучение в этих учебных заведениях проходило в основном с 8 до 14 лет. Воспитанникам не только давали образование, но и прививали христианский образ жизни и обучали Закону Божию.
Первым лицеем в Одессе и вторым в Российской империи был Ришельевский лицей – предшественник нынешнего Одесского национального университета имени Мечникова. Преподавание Закона Божия было закреплено в самом уставе учебного заведения: «Все, относящееся к вере, почитается важнейшею частью воспитания в Лицее». Законоучители словом и собственным примером должны были укреплять в воспитанниках веру и благочестие. При лицее действовал православный Храм святого благоверного князя Александра Невского. Закон Божий преподавался каждый день в течение первых двух лет обучения, воспитанники ежедневно учили наизусть два-три стиха из Священного Писания. Каждое утро проверяющие должны были прослушивать выученное. Все ученики собирались утром и вечером в общий зал и слушали читаемые священником молитвы. Перед молитвой священник читал им духовную книгу – творения святых отцов либо назидательное произведение, написанное их современником. Для характеристики преподавания Закона Божия в лицее можно привести пример записок одного из бывших воспитанников лицея, представителя известного тогда в России рода Павла Сумарокова. Он пишет: «Теперь мне остается упомянуть о самом замечательном из профессоров – архимандрите Феофиле, законоучителе нашем. Он был назначен из Петербурга, литургию он совершал с особым благоговением и когда иногда говорил проповеди, то возвращался в алтарь с раскрасневшимся лицом и сильно взволнованным; я это знаю потому, что был прислужником в алтаре и свеченосцем во время служения».
Если кто-то из преподавателей лицея стоял на службе неподобающе, архимандрит посылал пономаря сделать замечание провинившемуся – это говорит о высоком социальном статусе и большом авторитете законоучителя в лицее. Преподавание велось по катехизису митрополита Платона, сочинениям Петра Могилы, учебнику священной истории и другим подобным руководствам.
За период существования Ришельевского лицея сменилось четыре законоучителя: архимандрит Феофил (1818-1825), протоиерей Исидор Гербановский (1825 -1833), монах Порфирий (Успенский; будущий епископ Чигиринский, известный востоковед; 1833-1838) и протоиерей Михаил Карпович Павловский (стал первым профессором кафедры богословия Новороссийского Университета; 1838- 1873).
Лицей рос вместе с бурно развивающейся Одессой. Назревала необходимость высшего учебного заведения на юге России. Первым шагом на пути преобразования лицея в университет была реформа этого учебного заведения в 1838 году. Статус законоучителя изменился после преобразования лицея – 26 августа того же года совет лицея избрал отца Михаила Павловского на должность профессора богословия. После появления на месте лицея Новороссийского Императорского университета (нынешний ОНУ им. И. И. Мечникова) Михаил Карпович Павловский стал первым профессором богословия в первом университете на юге страны.
Та же система обучения действовала и в Институте благородных девиц. Воспитанницы молились Богу в ныне восстановленном Храме мученицы царицы Александры в Одесской национальной морской академии. Также преподавался Закон Божий. Институт был закрытым учебным заведением, и ограничение контактов с внешним миром, видимо, сказывалось на более низком интересе воспитанниц к всевозможным антихристианским учениям. Воспитанницы занимались рукодельем, ходили в самостоятельно пошитых платьях. В уставе института говорилось: «Нравственное воспитание должно быть основано на религии. Утверждая в сердцах девиц веру в Бога, упование на Его промысел, покорность Святой Его воле и христианскую любовь к ближнему». В лицее и в институте, как и в остальных учебных заведениях Одессы такого типа, день учеников начинался с молитвы и чтения священных книг, так же он и заканчивался.
До сих пор специалисты в области образования с восторгом говорят о высоком уровне подготовки в средних и высших учебных заведениях Российской империи. Однако обязательное ежедневное чтение молитв, изучение Священного Писания и трудов святых отцов автоматически не делает человека высокодуховным. Кроме этого необходимы личное желание человека, его вера и переживание Бога. Сделаем выводы из прошлого.
Владислав Водько
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов