Православная флористика – живопись цветами
Украшение храмов цветами – сложная, но необыкновенно интересная работа. Она требует не только профессиональных знаний и умений, но и духовных усилий. Для православного флориста обязательно чтение Священного Писания, святоотеческого наследия по христианскому искусству, участие в Таинствах Церкви. Эта работа невозможна без молитвы, благословения и любви к своему делу.Если проводить сравнение с изобразительным искусством, то флористику можно представить как живопись цветами.
Возникновение флористики как вида искусства относят еще ко временам Древней Греции: античная флористическая культура в своем развитии прошла множество стадий. До XIV в. украшение цветами и само их выращивание было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. В России вплоть до XVI в. более или менее правильно заложенные сады существовали только при монастырях.
Одним из наиболее ранних памятников культуры, свидетельствующем об умении использовать цветы, является всемирно известная пектораль, относящаяся к IV в. до н. э. На ней изображена триада: небо, земля, человек. Средний пояс, символизирующнй землю, содержит изображения цветов и побегов, листьев и птиц.
Аналогичный декор имеет и относящаяся к этому же периоду серебряная амфора из кургана «Чертомлык».
Растительный орнамент на мегарской чаше (III—II вв. до н.э.), найденной а Восточном Крыму, имеет удивительно красивые линии.( По материалам Н.П. Табунщиков "Аранжировка цветов")
С развитием флористики способы оформления храмов цветами значительно изменились. Современные флористы создают элементы украшения храмов из разнообразных растений, многие из которых способны долгое время сохранять свежесть. Как правило, флористы делают оформление в одном стиле, соблюдая единую цветовую гамму, которую определяют в связи с тем праздником или событием, для которого совершается украшение храма.
Храмовая флористика - часть церковной, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: Крестные ходы, богослужение на открытом воздухе, встреча иерархов, украшение входа в храм, ковры и дорожки и т.д. Цветы в храме – благоговейные акценты, которым отведены определённые места: Рака со святыми мощами, праздничная икона на аналое, Царские врата, чудотворные и чтимые святыни, вход в храм.
В святоотеческой литературе можно встретить упоминания о растениях как особом творении Бога. Вот некоторые из них:
Святитель Лука Крымский говорил о том, что «Живые цветы – это кадильницы, фимиам Богу…Они – свидетели Божьего устройства мира, их совершенная красота – это проповедь, символ смиренного послушания Создателю и жертвенности».
Святитель Василий Великий проводил сравнение человека с цветком: «Сегодня цветёт телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а наутро он же самый жалок или, увянув от времени, или ослабев от болезни … В растениях найдёшь признаки, похожие на человеческую юность и старость»
Прп. Ефрем Сирин: «Потоки благ изливаются от благодати Его; она…сияет в цветах».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Цветы – это остатки рая на земле».
Св. Антоний Великий: «Бог в былинке у нас под ногами…»
Свт. Дмитрий Ростовский: «Смотрите на крин сельный, пусть сами цветы полевые служат вам примером…»
Для украшения храмов используют не только живые цветы, но и искусственные. Но композиции из живых и неживых цветов совершенно несравнимы, в большинстве своем флористы стараются использовать дары природы, а не синтетику или бумагу. «У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духóв», – отвечает старец Паисий Святогорец сторонникам «мертвых» цветов.
Одна из главных задач флориста - гармонично сочетать цветочные украшения с росписью, резьбой, архитектурой. Благоговейное украшение святынь не подразумевает только цветы. В Церкви есть оклады, драпировки, ризы, платы, индитии и т.д., причём с преобладанием растительного орнамента. Но в «Богослужебных указаниях» уставные определения говорят о живых цветах. Именно живые цветы являются знаками проявления воли Божией в житиях святых, истории храмов и монастырей.
На всех стадиях работы (подготовки, использования, поддержания свежести) должно соблюдаться благоговейное отношение к живым растениям. После проведения праздника украшение снимается, но растения ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу хранят весь год.
Подготовила Татьяна Андреенкова