Всякий храм строится по определенному плану, вот и наш собор построен по тому же древнему плану. Собор состоит из 3-х частей: притвора, средней части и алтаря. Притвор же в древности служил для молитвы оглашенным, то есть людям, готовящимся к принятию крещения, и припадающим - так назывались люди, за большие грехи лишенные права стоять со всеми верующими. Припадающими они назывались потому, что кланялись всякому входящему в храм и просили: «Помолитесь за нас, мы много погрешили».
Средняя часть храма не отделялась раньше той плотною перегородкою, которая называется иконостасом. Она появилась только во время святителя Василия Великого. В его житии так описывается причина того, что Святитель устроил иконостас. Василий Великий принял крещение уже взрослым, купелью ему послужил священный Иордан, где крестился Господь Иисус Христос. Перед крещением Василия блеснула молния, и из нее вылетел голубь, опустился и всколыхнул воду. В память этого чуда над Престолом того храма, где служил Василий уже епископом, висел серебряный голубь, сделанный для Святителя одним ювелиром. Василий всегда пламенно молился в храме, и за это Господь посылал ему чудо: во время преложения святых Даров голубь трепетал крыльями, как живой. Однажды св. Великий произнес слова: «И сотвори убо хлеб сей…» и заметил, что голубь остался неподвижен. Смутился Святитель, упал на колени и стал молить Бога открыть ему причину Своей немилости. Перед престолом стояли диаконы, чтобы отгонять от святых Даров насекомых, которых так много на Востоке, и видит св. Василий, что один из диаконов засмотрелся на красивое женское лицо. Возгорелся ревностью о славе Божией пламенный Василий, изгнал диакона, отстраняя его от службы, и после этого Господь опять явил Свое чудо. С этого времени и ввёл св. Василий иконостас, чтобы не развлекались священнослужители во время молитвы. Вначале иконостасам служила легкая завеса, потом явилась легкая перегородка, а уже позже-современный наш иконостас.
В средней части храма стоят молящиеся, в алтаре находятся святыни: Святой Престол и Жертвенник. Престол поставлен в алтаре с особыми священнодействиями. Прежде всего, его несколько раз тщательно моют, затем надевают на него «срачицу» - белую льняную одежду - и перевязывают его крестообразно поясом. Потом надевают на престол блестящую одежду из парчи и после этого накрывают покровом. Все, что я описывал, имеет глубокий смысл. О толкованию св. Отцов, в трёх частях храма изображается троичность Божества с одной стороны, а с другой-притвор изображает нашу землю, средняя часть храма – видимое небо, алтарь - небеса небес. И престол изображает Престол Божий.
Всюду Святая Церковь напоминает нам о Божественной Троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную. Наша душа тоже говорит нам об этом. Наш ум свидетельствует о Божественном уме, сотворившем весь мир, - Боге Отце. Наше сердце свидетельствует о Божественной любви - о Сыне Божием Единосущном Отцу. Наша воля есть образ Божественной воли – Божественного Святого Духа.
Если мы всмотримся в одежды святого Престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой Престол омывают, чтобы он стал местоприбыванием Господа. И человек, этот «храм Божий», по свидетельству св. Апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда Престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда Престола говорит о блеске славы Божией, которые не могут выносить огнепламенные Серафимы, которые предстоя Престолу Царя Славы, закрывают лица своя и ноги крыльями, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять Престолу Божию?
Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие ,должны, как звёзды на небе, гореть нашими душами в молитве.
Св.Престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились в катакомбах, причём престолом для них иногда служили гробницы св.мучеников Св. Престол должен освящаться епископом, но тепер, когда епископу не всегда возможность поехать на священие храма, он освящает только антиминс. «Антиминс» в переводе значит «вместопрестолие» - это шелковый или полотняный плат, вкотором зашиты святые мощи; на плате изображается «положение во гроб», четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком єпископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время Литургии развёртывается и на нём полагается св. Дискос и Чаша.
Без антиминса не может довершаться Литургия, на антиминсе можно приступить к служению её в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо Престола. Антиминс-переносной Престол. Кроме антиминса, на святом Престоле полагается святое Евангелие, Крест и Дарохранительница, где сохраняются святые Дары запасные. Вот почему на Престоле не только невидимо, но и видимо, в святом Евангелии и святых Дарах, присутствует Сам Господь. Жертвенник стоит в левой стороне алтаря, на нём совершается проскомидия, а в древности на нем полагали верующие хлеб, который они приносили для совершения Божественной Вечери. Вот краткою описание храма, в котором мы бываем с вами за Божественной службой. Всюду и все говорит нам о присутствии Бога.С каким же благоговением должны мы стоять здесь перед Престолом Божиим, перед которым с трепетом предстоят Ангелы, которым и мы уподобимся в храме, воспевая славословие.И как жалки, как несчастны люди, которые не любят храма Божия, которые меняют службу Божию на ветошь мира сего, которых житейские заботы лишают возможности бывать в храме.
Други мои, любите храм, это постоянное местоприбывание Бога, спешите сюда, особенно в празник, старайтесь уподобляться Ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу.
Подготовила Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов