Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст всегда почитались в Церкви величайшими учителями, и память каждого из них в отдельности празднуется и ныне: св. Василия Великого - 14 января, св. Григория Богослова - 7 февраля, св. Иоанна Златоуста - 9 февраля.
Святитель Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лег от рождения, и в течение восьми с лишком лет был предстоятелем Церкви.
Святитель Григорий Богослов был столь велик, что если 6ы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнию, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростию как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят лет, отошел в горние обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностию слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства.
В конце XI века, в царствование греческого императора Алексея Комнина, в Константинополе возникли большие споры между верующими о заслугах этих святителей. Одни ставили выше всех Василия Великого, как мужа высокоученого, глубокомыслящего, превосходящего будто бы всех и словом своим, и делами. Другие, напротив, выше всех почитали св. Иоанна Златоуста, как искуснейшего церковного проповедника своего времени и человеколюбивейшего архипастыря, более других постигавшего слабость природы человеческой и потому снисходительного, склонного к всепрощению христианскому. Третьи, наконец, отдавали преимущество св. Григорию Богослову, ставя его проповеди выше проповедей св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.
Эти споры породили разделение между верующими, так что одни называли себя василианами, другие - иоаннитами, третьи - григорианами. Для прекращения разделения и несогласий святители, сначала каждый отдельно, а потом все трое, явились в видении Иоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: "Мы... составляем у Бога одно, и нет никакого между нами ни противоречия, ни разности; в свое же время каждый из нас особенным образом подвизался Божественным Духом, изложив письменно то, что служит ко спасению людей, и чему сами научились от Бога, то передали и другим... Соедини нас в один день (т.е., посвяти нашей памяти один день) и составь нам всем вместе одну церковную службу, которую передай и другим».
Епископ тотчас же объявил христианам о бывшем ему чудесном явлении святителей, и тогда же, в 1084 году, установлено было общее празднование всем трем святителям 12-го февраля, кроме празднования каждому из них в отдельности.
В Греции со времен турецкого владычества этот праздник является днем Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов