Простота довольно – таки часто воспринимается как признак ограниченности ума, недальновидности, наивности. «Простачков» воспринимают с иронией, над ними подшучивают и считают чудаками. Что же такое простота? Как сделать ее качеством, достойным восхищения, а не порицания? О сущности простоты и ее проявлениях мы узнаем из работ Николая Евграфовича Пестова:
«Простота не имеет ничего общего с глупостью или ограниченностью. Христианам надо быть или простыми мудрецами или мудрыми простецами. Простота-это безыскусственность, искренность, отсутствие лицемерия в отношении с ближними.
«Я упражняюсь в приобретении простоты сердечной, от которой зависит спасение»,- говорил св. Григорий Богослов. Простой человек всегда приятный - «легкий» для окружающих, которого легко понимать. Он говорит бесхитростно, правдиво и не требует напряжения ума у собеседника, чтобы угадывать, что еще невысказанное скрывается за его словами.
Между тем, как обычно с мирскими людьми, мы всегда невольно с большой нагрузкой работаем умом, чтобы подсознательно угадать, что имеет человек в уме и на сердце по отношению к нам и к сказанному в дополнение к тем словам и чувствам, которые он высказал и выказал. Как говорил старей Парфений Киевский: « В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше - простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим голосом, а то, хотя и с добрым намерением, сочиняешь наружность твою, благодать от тебя отступит».
Простота - неотъемлемая часть детского характера. А Господь сказал :» Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3) и « Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16).
Поэтому простота есть основная черта характера христианина,проявляемая в отношении с ближними, и есть также следствие сопребывания с ним Святого Духа.
О значении простоты, искренности и простодушия так пишет пастырь Иоанн Снычев: « Старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу.
Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает в молитве, давая ему почувствовать, что он неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу,без душевного злострадания».
Простота сердца обычно связана и с отсутствием осуждения ближнего. А соединение этих двух добродетелей с нищетой духа уже ведет ко спасению. Преп. Серафим Саровский так говорил про монаха Павла, жившего рядом с его кельей: «Брат Павел за простоту своего сердца без труда войдет в Царство Божие: он сам никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает собственные грехи и свое ничтожество».
При отсутствии простоты часто проявляется подозрительность, не имеющая для себя серьезного основания. Она тем более греховна, что здесь ложь сочетается с недоброжелательностью – с грехом против любви.
Мы строим в нашем воображении разные предположения, приписывая близким злые чувства и намерения, и черним их поэтому в своей душе. А по правде - у нас самих душа бывает в это время черна от вражды к ближнему. Как осуждение, так и подозрительность являются грехом и пороком.
О подозрительности много раз предупреждал своих духовных детей Московский митрополит Филарет, который писал: «Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие-моя ошибка,а лишнее подозрение-обида ближнему.
Старайтесь намерение и сердце ближнего понимать в хорошую, а не в худую сторону, тогда вы будете безопаснее от вредной погрешности, а он удобнее сделается лучшим». В наших отношениях с ближними часто возникает опасность недоразумения, пререканий или упреков.
Для таких случаев у аввы Дорофея есть золотое правило: считать во всем виноватым только себя и поэтому не осуждать другого, не прекословить, не спорить и даже не оправдывать перед ближним. Чтобы достичь этого, надо внимательно проанализировать свое предшествующее отношение к ближнему, причем всегда можно найти свою вину: отсутствие любви, невнимательность к ближнему, нетактичность, раздраженный тон разговора, пренебрежение интересами ближнего, ненужное вмешательство в его дела, навязывание своей вол или своих взглядов, неучитывание склонностей, вкусов, привычек и состояния духа ближнего.
Поэтому в таких недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренно просить прощения у ближнего.
Поэтому в таких недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренно просить у ближнего прощения. Старец Амвросий Оптинский писал: «Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение».
А преп. Пимен Великий говорил: «Если всегда и во всем будем обвинят себя, то везде найдем покой».
Нам также надо помнить о примере святителя Тихона. Его ударили по щеке за слово правды,а он сам пал на колени перед обидчиком и просил у него прощения за то,что допустил его до такого греха.
Так можем мы в кротости в самом начале погасить огонь ссоры или недоразумения и сохранить присутствие Духа Святого у себя, а может быть, и у ближнего".
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов